Ситуация с образованием в стране вызывает вопросы, но чиновники отказываются отвечать на них.

Тысячи неграмотных взрослых - министерство просвещения отказывается объяснять ситуацию

Фото:сaravan.kz

Частный проект WorldPopulationReview.com называет своей миссией повышение доступности статистических данных, которые нередко оказываются оформлены в сложные для понимания таблицы, графики и т.д., сообщает сaravan.kz. Проект использует открытую информацию, в том числе — опубликованную ЮНЕСКО, Всемирным банком и ЦРУ.

В числе прочего они составили рейтинг грамотности. Он оценивает процент граждан в возрасте 15 лет и старше, «которые умеют читать и писать, понимая при этом короткие простые высказывания о своей повседневной жизни». По сути, эти числа описывают эффективность образовательной системы и косвенно – уровень жизни всей страны. WorldPopulationReview.com пишет, что уровень грамотности напрямую связан с уровнем бедности, ведь чем меньше доход семьи, тем ниже у детей из нее возможность получить хорошее образование. Кроме того, почти две трети неграмотных взрослых в мире – это женщины.

Это неравенство также более заметно в экономически менее развитых странах, однако затронуло и Казахстан. Данные о нашей стране приведены следующие: уровень грамотности среди мужчин составляет 99,8 %, а среди женщин – 99,7 %. Казалось бы, процент неграмотных маленький, но это примерно 100 тысяч человек старше 15 лет, которые не могут даже элементарно написать свое имя, ознакомиться со своими документами, прочитать ценники в магазинах или дорожные указатели.

Отметим, что у соседнего Узбекистана показатели стопроцентные.

Скриншот с сайта worldpopulationreview.com

Добавим, что на портале «Википедия» указано, что уровень грамотности населения в Казахстане на 2019 год составил 99,8 %.

Чиновники уходят от ответов

С учетом того, что детей обычно учат читать и писать в детском саду или в первом классе, логично было задать вопросы о неграмотных министерству просвещения. В конце концов, на сайте ведомства написано, что оно «является государственным органом, осуществляющим руководство в сферах: дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования и охраны прав детей и обеспечение качества в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».

Поэтому в запросе к министерству корреспондент медиапортала Caravan.kz попросила пояснить, как изменился уровень грамотности населения с 2019 года, и почему она была не стопроцентной, а также прокомментировать информацию о разрыве в грамотности между мужчинами и женщинами.

Однако чиновники не ответили ни на один из вопросов.

В ответе на запрос нам повторили информацию о сферах ответственности министерства и дали ссылку на закон «Об образовании». Далее шел рассказ о тестировании PISA.

«Для оценки уровня математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся Казахстан принимает участие в ведущем международном исследовании по оценки образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment). Координатором исследования является ОЭСР.

Казахстанские школьники повысили показатели по естествознанию на 26 баллов, показав наибольший прирост среди стран-участниц и сохранили свои результаты по математике и чтению аналогично восьми странам ОЭСР. Это позволило Казахстану войти в ТОП-50 стран по математике и естествознанию. Так, среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018г.), по чтению – 61-е место (69-е в 2018г.), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018г). Стоит отметить, что по итогам PISA-2022 наблюдается снижение разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими учащимися Казахстана. В целом, средний балл составил 423 балла (в 2018 году — 397 баллов). 54,9% обучающихся достигли второго порогового уровня и выше по естествознанию (в 2018 году — 39,7%)», — говорится в сообщении.

Войти в топ-50 рейтинга из 81 пункта – действительно ли это достижение, которым стоит гордиться? Эксперты считают иначе, особенно в свете того, что отечественные чиновники отказались от измерения уровня владения английским языком казахстанских школьников в 2025 году.

С запросом эта информация, впрочем, никак не связана, поэтому зачем нам ее прислали, не совсем ясно. В конце концов, вряд ли к подобному тестированию допустили бы подростка, о котором заведомо известно, что он не может писать и читать.

Но вишенкой на этом торте стала заключительная фраза.

«Также по уровню грамотности населения в Казахстане рекомендуем обратиться в соответствующие государственные органы», — так заканчивается ответ министерства просвещения.

Что это за органы, не уточняется.

Видимо, логика нас подвела. С другой стороны, кого тогда спрашивать о грамотности? Министерство науки и высшего образования? Но оно отвечает за людей взрослых и достаточно образованных для поступления в вуз, а обучение грамоте идет намного раньше. Комитет по обеспечению качества в сфере образования? Он относится к министерству просвещения. Другие ведомства к грамотности населения прямого отношения и вовсе не имеют.

В общем, вопросы (и, возможно, неграмотные граждане) есть, а ответов нет.

Добавим контекста

Сейчас в разгаре сдача январского ЕНТ. На 20 января его прошли около 31 тыс. абитуриентов, и 40 % из них не набрали пороговый балл. К 27 января число сдавших увеличилось до 79 тыс. школьников, и пороговый балл преодолели примерно 70% участников. То есть треть не смогла бы поступить в вуз с текущим результатом.

Средний балл по результатам тестирования составил 65.

Пороговые баллы, приведенные Национальным центром тестирования, при этом таковы:

Педагогические науки – не менее 75 баллов;

Право – не менее 75 баллов;

Здравоохранение – не менее 70 баллов;

В национальные вузы – не менее 65 баллов, в другие вузы – не менее 50 баллов.

Можно сделать вывод, что около 30 % школьников набрали меньше 50 баллов. Конечно, они как минимум умеют читать и писать, но эта статистика выглядит еще хуже на фоне того, что в стране потенциально есть неграмотные граждане, а чиновники не хотят отвечать на вопросы и не хотят признать, что в Казахстане провал с преподаванием английского в школах. Не говоря о прочих системных проблемах вроде нехватки школ и кадров.

Хотя о чем говорить, если уличные туалеты в образовательных учреждениях исчезли всего пару лет назад, и то, после ряда страшных случаев, которые привели к целой реформе со стороны Минздрава.

Автор Алма Абишева

Источник caravan.kz