Если в 2023 году минздрав называл цифру в 36 тысяч потенциально зависимых, то, по данным минтуризма, количество таких людей уже может достигать 450 тысяч.
Фото:pexels.com
Влияние гаджетов и видеоигр на психику поколений Z, Альфа и Бета эксперты обсудили на онлайн-пресс-конференции,сообщает inbusiness.kz.
По данным исследования “Лаборатории Касперского” за 2024 год, 28% детей проводят все свободное время за экраном смартфона или компьютера, 62% родителей не используют родительский контроль на устройствах детей, 20% родителей не считают нужным обсуждать безопасность в Сети, 22% не обсуждают этику общения в сети, 67% не отслеживают геолокацию ребенка.
Почему дети ищут утешение в виртуальном мире?
Считается, что зависимость от гаджетов чаще возникает у подростков и молодежи. Однако опросы показывают, что как минимум треть детей начинают пользоваться ими еще в младенчестве. Одна из причин — родители, которые используют гаджеты, чтобы занять ребенка. В результате малыши от нескольких месяцев до 6-8 лет заменяют живое общение и игры с близкими на экранное время. Это нередко приводит к задержкам речевого развития у дошкольников.
По словам руководителя Института семьи Казахстана и Центральной Азии Эльмиры Алиевой, в семьях, где ребенок страдает от игровой зависимости, кардинально меняется образ жизни. В таких семьях, где взрослые поглощены карьерой, работой и решением материальных проблем, остается мало времени для искреннего общения с детьми и близкими. Хотя забота родителей обычно выражается в стремлении обеспечить безопасность и комфорт для семьи, этого недостаточно для вовлеченности в эмоциональное взаимодействие с ребенком. Когда ребенок не ощущает близости и искренности в отношениях с родными, он может начать искать утешение в виртуальном мире.
“На развитие ребенка, который в раннем возрасте попадает в виртуальной мир, влияют психологические факторы, когда идентичность личности ребенка сливается с реальным и виртуальным пространством. Модель коммуникации в игре и в жизни сливается в одно пространство. Страдают когнитивные факторы, и ребенок регрессирует в развитии личностных качеств. Сюда же попадают моральные, этические, поведенческие, экзистенциальные факторы. Это серьезная тема для того, чтобы недооценивать ее. Как правило, это может привести к негативным последствиям и даже преступлениям”, – сказала Эльмира Алиева.
Руководитель программы по работе с игровой зависимостью в Казахстане Александр Рущук отметил, что сегодня граница между обычными играми на компьютерах и телефонах и азартными играми становится все более размытой. Азарт теперь присутствует и в мобильных приложениях, а не только в ставках на спорт, как это было раньше. Это превращает проблему в единое явление.
“Игровая зависимость — это следствие неудовлетворенности жизнью человеком. Нужно понять, почему он не удовлетворен. Первое, как уже говорилось, – это нехватка близости в отношениях. Родители привыкли спрашивать, как дела в школе, все ли дела сделаны, но перестали интересоваться тем, что происходит с ребенком, о чем он переживает, мечтает и так далее. Второе – отсутствие коммуникативных навыков и навыков критического мышления. Они помогают удовлетворять потребности и желания. Мешает их удовлетворять чувство стыда, страха и вины”, – добавил Александр Рущук.
Как понять, что ребенок зависим от гаджетов
Профессор кафедры коммуникативных навыков в работе Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова Фатима Багиярова рассказала о последствиях для мозга ребенка, который проводит много времени в виртуальном мире. По ее словам, у таких детей уменьшается объем серого вещества в мозге, что нарушает их способность принимать решения, планировать и контролировать поведение, а также осознавать свои действия. Игры становятся источником чрезмерного удовольствия, что подавляет интерес к другим видам деятельности. Это ведет к истощению нейромедиаторов, таких как дофамин, серотонин и адреналин.
Фатима Багиярова также выделила основные признаки зависимости ребенка от гаджетов. Если ребенок во время еды не может оторваться от экрана, держит смартфон в руке даже при ходьбе, сразу хватается за телефон при любом уведомлении, не выпускает его из рук даже во время отдыха и боится пропустить что-то важное в ленте новостей, это тревожные сигналы.
“Самым важным признаком зависимости является ситуация, когда человек пренебрегает важными вещами, раздражается и разочаровывается, если его отвлекают, потому что его мысли постоянно находятся не в реальности”, — подчеркнула профессор.
Педагог-психолог КГУ “Общеобразовательная школа № 4 Кокшетау” Ирина Терентьева выделила несколько противоречий в воспитании детей. По ее словам, во-первых, в школе активно используется цифровизация, включая интерактивные доски и платформы, однако телефоны детей воспринимаются исключительно как источник проблем. Она предложила легализовать телефоны в учебном процессе, как и другие технические средства, поскольку взрослые сами показывают зависимость от гаджетов, которым дети подражают. Во-вторых, с ростом дистанционного обучения дети проводят за телефонами по пять-шесть часов в день, что увеличивает нагрузку на их психику. Наконец, постоянный контакт родителей с детьми через телефоны мешает им полноценно погружаться в учебу и социальное взаимодействие.
“Чтобы увидеть реальную картину, насколько наши дети погружены в телефоны и зависимы от игр, необходимо разработать экспресс0методики зависимого поведения. Создавать и реализовывать широкие просветительские программы для взрослых по вопросам психологического здоровья, в том числе профилактики зависимого поведения”, – отметила педагог-психолог.
Как спасти детей от виртуального рабства?
Эксперты предложили ряд мер для решения проблемы игровой зависимости и ее влияния на детей. Среди них — введение обязательных курсов цифровой грамотности для родителей и детей, а также создание обязательного семейного времени для офлайн-общения. По их мнению, это позволит снизить влияние виртуального мира на личностное развитие детей. Также было предложено обучение детей с младших классов основам безопасности в Интернете, включая риски виртуального пространства и правила поведения в социальных сетях.
Для улучшения ситуации эксперты акцентируют внимание на необходимости создания школьных этических кодексов, которые будут регламентировать поведение детей в Сети. Важным шагом является также ограничение регистрации детей на платформах без подтверждения возраста. Было предложено внедрение государственных фильтров для блокировки игр и сайтов с насилием, жестокостью и контентом, способствующим зависимости, а также ограничение времени на игры до 45-90 минут в день.
Для профилактики психических отклонений у детей эксперты считают необходимым проведение диагностики в детских поликлиниках, а также введение ответственности для родителей за случаи кибербуллинга. Одним из предложений стало законодательное ограничение продажи онлайн-игр детям младше 18 лет.
В целях борьбы с преступлениями, связанными с игровой зависимостью, эксперты предложили создать медико-правовое сопровождение для детей с признаками игромании, а также усиленный контроль за их активностью в Интернете. Для выявления и защиты детей, подверженных травле, предложено создать специальные реабилитационные учреждения, которые помогут исправить поведение тех, кто совершил агрессивные действия под влиянием игровой зависимости и буллинга.
Автор Мария Галушко
Источник inbusiness.kz