После распада Советского Союза интерес к религии в казахстанском обществе значительно вырос. А потому государству пришлось обратить внимание на многие скрытые опасности этого процесса.

 

Казахстан флаг

Исторические факторы

Советская власть всячески запрещала исповедование тех или иных религий, надеясь со временем отучить народ от «вредной привычки». Однако эффект был прямо противоположным. Отечественная богословская школа находилась в тяжелом положении, а после обретения независимости на необработанную почву религиозного сознания устремились проповедники из-за рубежа. Зачастую носители радикальных идей.

— У региона — Казахстана и Центральной Азии — есть свои исторические и географические особенности, в первую очередь трансконтинентальность и межцивилизационный характер культуры. В итоге главной особенностью большинства местных богословов стала идеология толерантности. После распада СССР в регион стали проникать различные религиозные эмиссары, в основном из Саудовской Аравии, Ирана, Турции и Пакистана, в первую очередь охватив отсталые социально-экономические регионы, — пояснил политолог Ислам Кураев в интервью 365info.kz.

Последовала и ответная реакция: из-за отсутствия должного религиозного образования в стране многие верующие отправились изучать религию за рубеж. Разумеется, далеко не все из них стали проповедниками — например, радикального ислама: грамотные теологи внесли весомый вклад в развитие исламских ценностей в стране.

Однако, подчеркивает эксперт, религия ни в коем случае на должна становиться идеологической опорой государства, тем более светского Казахстана

При этом для формирования системы взаимоотношений между властями и конфессиями, в отличие от советской эпохи, принимаются все необходимые меры. Эти идеи подробно описаны в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы.

Казахстан, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, никогда не перейдет к теократической системе правления, уверен Кураев.

— Страна стремится к максимально выраженной демократии, проявления религиозных ценностей перед ними меркнут. Народ, которому дали свободу вероисповедания, будет «наполнен религией», но интеграции между правительством и духовенством не произойдет, — считает политолог.

Во имя согласия и развития

Впрочем, никто из отечественных экспертов не подвергает сомнению стратегически важное значение религии как основы нравственности и духовности народа, его понимания добра и зла, а также самоопределения в меняющемся мире.

— На самом деле светская идеология не просто лучшая. Есть исламские ученые, утверждающие, что светское общество и есть исламское. Я придерживаюсь именно этого взгляда. В светском обществе нет никаких ограничений, есть свобода всех вероисповеданий. Именно это лучше всего способствует развитию религии, — отмечает Тимур Айсаутов, социолог и директор исследовательского центра «Даму».

По его словам, ни одно официальное исламское государство не может служить примером для Казахстана, потому выбранный страной путь светскости — единственно верный и правильный.

Религиовед Анатолий Косиченко отмечает, что любое религиозное учение содержит в себе нравственный и гуманистический потенциал, не вступающий в противоречие со светскими идеями равенства и социальной справедливости. Тем не менее, и здесь имеются подводные камни.

— Но есть и опасности, идущие от ложного истолкования религии и ее ценностей. Это очень тонкая проблематика. И я бы предостерег от мысли прибегать к религии как к безусловной идеологической скрепе и более широко вводить ее в общество, — пояснил эксперт.

При этом Косиченко твердо уверен, что благодаря усилиям государства и сформировавшейся в обществе системе ценностей Казахстан всегда будет светской страной.

— И руководство страны, и общество понимают, что для экономического и политического прогресса нужна светскость, — подчеркнул религиовед.

Мнение президента

Стоит отметить, что такую же позицию в своем выступлении на VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий подчеркнул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

— В Казахстане зарегистрировано более 3,5 тыс. религиозных субъектов 18 различных конфессий. При таком многообразии мы смогли найти баланс между обеспечением национальной безопасности и защитой религиозных свобод. В нашей стране, по всеобщему признанию, удалось сформировать особую казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия. Уверен, что опыт и практика Казахстана вполне применимы и в масштабах планеты, — заявил глава государства.

По его словам, главной защитой от радикальных идей является как светское, так и религиозное образование.

— Нельзя преодолеть бедность и нищету без массового приобщения к знаниям и наукам. Именно образование является основой устойчивого иммунитета к идеям радикализма в любых его проявлениях. Здесь чрезвычайно важное значение имеет и религиозное образование. Сейчас его платформой активно пользуются различные псевдорелигиозные организации. Поэтому мировые и традиционные религии могли бы проводить работу по разделению религиозных ценностей от политических идеологем, — резюмировал Нурсултан Назарбаев.

 

Источник: 365info.kz