Бывшие страны СССР испытывают серьезные проблемы с интеграцией
Конфликтный потенциал на постсоветском пространстве растет, а интеграция в различных форматах в 2018 году вступила в инерционную фазу, сопровождающуюся усилением политических рисков. Несмотря на ряд отдельных и важных успехов, таких как подписание Конвенции по урегулированию правового статуса Каспия, фрагментация продолжается, а ухудшение отношений России и Запада создает дополнительные факторы напряженности.
Украинский кризис в 2018 году как в его внутриполитическом, так и во внешнеполитическом измерении оставался важнейшим кризисным очагом, и несмотря на то что полномасштабной военной эскалации пока не произошло, события в Керченском проливе, разрушение договорной базы между двумя странами, выхолащивание переговорных форматов, церковное противостояние привели к тому, что ситуация стала в еще большей степени угрожающей. Она обостряется еще и тем, что перед президентскими выборами в Украине внешнеполитический кризис используется украинской властью в качестве единственно возможного инструмента сохранить свои позиции, и совершенно очевидно, что она готова зайти в этом довольно далеко. Риски эскалации до и после Нового года довольно высоки, а в более долгосрочной перспективе даже если президентские выборы состоятся в срок и на них победит не нынешний президент, то изменения будут носить только тактический характер. Стратегически же Киев останется в русле своей прежней антироссийской политики.
Ситуация в Молдове в 2018 году характеризовалась постепенным ослаблением и без того незначительного политического влияния президента Игоря Додона. Предвыборная ситуация также довольно сложная, как с точки зрения внутренних раскладов, так и по причине внешних факторов. Одновременно с заявлениями Додона о поддержке его со стороны России и частыми визитами в Москву американский посол в Молдове уже сказал, что Россия готовится к вмешательству в выборы в республике. И все это происходит на фоне сохранения проблем вокруг Приднестровья, которые в условиях эскалации украинского кризиса, несмотря на все последние соглашения между Тирасполем и Кишиневом, вполне могут стать более серьезными.
2018 год прошел под знаком серьезных турбулентных событий в Армении, где новые власти во главе с Николом Пашиняном декларируют сохранение стратегического курса на союз с Россией. Однако только время может показать, насколько реальны эти декларации. Во многом эта стабильность курса обеспечивается наличием неурегулированного конфликта с Азербайджаном и сложной социально-экономической ситуацией, оставшейся в наследство от прежних властей. При этом, несмотря на определенное воодушевление общества, видно, что далеко не все оно сплотилось вокруг новых властей, и это показала относительно низкая явка на последних выборах. Непонятна экономическая программа нового руководства, которое получило аванс, но ближайшее время для которого будет очень рискованным с точки зрения сохранения высокого уровня поддержки.
Что касается стран Центральной Азии, то прошедший год показал, что регион в целом остается стабильным, что во многом обеспечивается Россией и ОДКБ. При этом особенно в Туркменистане и Таджикистане сохраняются и риски, связанные с социально-экономической сферой, внутриполитической стабильностью и религиозной проблематикой. Региональная же интеграция и налаживание отношений между странами – это процесс долгий и неоднозначный. Фактически стало очевидным, что, несмотря на инициативы, у региональной интеграции есть серьезные ограничители, а новый курс Ташкента следует оценивать все же на более длинной дистанции, принимая во внимание и тот факт, что Узбекистан ориентируется на различных внешних акторов, развивая новый стиль многовекторности.
Определенные проблемы сохраняются и в рамках ЕАЭС и Союзного государства. И дело здесь даже не только и не столько в отсутствии новых членов. Просто при всех позитивных моментах, таких как рост взаимной торговли внутри союза, более активный выход на сотрудничество с внешними акторами, вступление в силу Таможенного кодекса, ЕАЭС по-прежнему имеет очень ограниченную международную субъектность, если говорить о восприятии его в ЕС или в Китае, где предпочитают и будут предпочитать работать в двустороннем формате. До сих пор не повышена в должной степени роль ЕЭК, да и в целом проблема сочетания и протекционизма и лоббизма, с одной стороны, и интеграции – с другой, не решена. Социокультурная интеграция, реализуемая в виде конкретных проектов, зачастую также встречает препоны.
Отношения между Россией и Беларусью в 2018 году были подвержены серьезным кризисам. В условиях напряжения отношений между Западом и Россией маятниковая политика становится довольно рискованной, вызывает все большее раздражение в Москве, а усиление военно-политической интеграции воспринимается в Минске как стремление ограничить суверенитет Беларуси. Выступающие на поверхность проблемы различия экономических систем двух стран, налоговый маневр России, проблемы отношения к Украине, а главное, формы обсуждения этих проблем говорят о системном кризисе союзничества, как бы мы ни успокаивали себя заверениями в дружбе. При этом Беларусь подвергается политике «мягкой трансформации» и со стороны Запада и стремится одновременно выйти из экономической зависимости от Москвы посредством освоения новых рынков и сотрудничества с КНР.
В целом 2019 год обещает быть бурным и динамичным во многих странах условного постсоветского пространства, а главное, сложным в этом плане для РФ. Конфликтность будет, особенно на украинском направлении, оставаться достаточно высокой, не исключено усиление напряженности вокруг Карабаха. Внутриполитическая и социальная жизнь, прежде всего в Украине, Молдове, отчасти в Армении, обещает быть бурной, а возможно, и чреватой риском эскалации гражданского противостояния. Беларусь, оставаясь островком стабильности, тем не менее подвержена рискам «мягкой трансформации». Кроме того, в рамках российско-белорусских отношений и интеграции двух стран накопился ряд проблем, которые начинают оказывать все более негативную роль на отношения двух стран. Это будет, вероятно, трендом и в 2019 году и во многом определит торможение интеграции, несмотря на отдельные ее тактические успехи.
Источник информации: http://www.ng.ru/kartblansh/2018-12-17/3_7464_kartb.html