Прогнозы относительно внеочередных выборов президента в Казахстане из единичных неуверенных реплик, раздававшихся в конце лета – начале осени то там, то сям, к концу города переросли в единодушный неумолчный гул. В декабре о витающем в Казахстане «духе досрочных выборов» написали западные СМИ Eurasianet.org и The Diplomat, а модальность комментариев отечественных экспертов о приближении электоральной кампании стала исключительно утвердительной.

 

Все симптомы в наличии

Политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр АШИМБАЕВ в интервью Интерфакс-Казахстан констатировал наличие в Казахстане всех симптомов досрочных выборов. «Активно обновляются составы избиркомов. Президент последнее время взял активный режим, масса мероприятий, совещания по важным социальным вопросам. В стране - все симптомы досрочных выборов. По срокам, я думаю, выборы пройдут в первом квартале следующего года», - сказал эксперт.

Необходимость проведения выборов именно в досрочном режиме также легко объясняется предыдущим историческим опытом – тут нельзя не согласиться с Данияром Ашимбаевым, отмечающим, что досрочные выборы в Казахстане проводятся куда чаще, нежели очередные. Как правило, за проведением досрочных выборов, как президентских, так и парламентских, стояло намерение подтвердить легитимность системы или, как это звучит на лексиконе акординских идеологов, «заручиться всенародной поддержкой» накануне масштабных социально-экономических реформ.

Помимо этого, мотивом для проведения досрочных выборов нереко служило желание казахстанской власти «сыграть на опережение», дабы электоральный цикл не совпал с низшей точкой экономического кризиса.

«То есть, если ожидается ухудшение экономической конъюнктуры (…) в силу нестабильности цен на нефть, а также с учетом социальной политики правительства, то можно сыграть на опережение, проведя выборы тогда, когда шансов на более благополучный исход больше, нежели когда кризис разыграется в полную силу», - поясняет Данияр Ашимбаев.

В ожидании транзита

Предположим также, что проведение досрочных выборов, на которых кандидатом номер один станет действующий глава государства, необходимо еще и для того, чтобы поставить, наконец, жирную точку в дискуссии о скором транзите власти, приобретшей в завершающемся году гипертрофированный характер.

Поводом для нее послужила прошлогодняя конституционная реформа по перераспределению полномочий между ветвями власти. И еще в большей степени – принятый в нынешнем году Закон «О Совете безопасности», наделивший этот орган конституционным статусом, а действующего президента – пожизненным правом его возглавлять. В теории председатель Совбеза – это первое лицо в государстве, которому подчинен даже президент.

Усиление Совета безопасности было воспринято, прежде всего, как появление действенного механизма преемственности власти, что, соответственно, могло служить сигналом к старту процесса передачи власти. Заявление спикера Сената Касым-Жомарта ТОКАЕВА, допустившего в интервью BBC, что действующий глава государства не примет участия в президентской электоральной кампании 2020 года, только подогрело барражирующие в публичном пространстве слухи о предстоящем транзите.

Однако уже к осени эти разговоры поутихли. Во-первых, в Совбез был назначен не политический тяжеловес, как ожидалось, а профессиональный силовик, бывший шеф Службы внешней разведки Габит БАЙЖАНОВ. Затем было энергичное октябрьское послание президента, в котором глава государства продемонстрировал отличную управленческую форму и то, что он по-прежнему куда лучше большинства своих подчиненных владеет ситуацией в стране и контролирует ее. Это стало лучшим подтверждением безальтернативности кандидатуры действующего президента на следующих выборах, когда бы они ни состоялись.

Две точки зрения на транзитный формат

Нынешняя предвыборная ситуация в чем-то схожа с той, что сложилась накануне президентских выборов в апреле 2011 года. Напомним, что принятие в июне 2010 года закона «О Первом Президенте РК – Лидере нации», самым важным положением которого стала обязанность государственных структур согласовывать с первым президентом, даже в случае его отставки, все инициативы во внутренней и внешней политике страны, было также воспринято как институциональное оформлении преемственности власти, создававшее таким образом условия для бесконфликтной и бескризисной передачи власти.

Однако последовавший вскоре, в декабре 2010 года, демарш Ассамблеи народа Казахстана, выступившей с предложением провести референдум о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 6 декабря 2020 года, пресек любые разговоры о возможном транзите власти. Н. Назарбаев отверг идею проведения референдума, но в конце января 2011 года предложил провести досрочные президентские выборы.

Кажется, и на этот раз некая группа элитариев, выступающая за неизменность сложившегося политического порядка с президентом Назарбаевым во главе, торопит проведение президентских выборов, дабы закрыть дискуссию о предполагаемом транзите хотя бы на предстоящие пять лет.

Нельзя не согласиться с мнением казахстанского политолога Андрея ЧЕБОТАРЕВА, который предположил наличие в ближайшем окружении Нурсултана Назарбаева двух условных групп, имеющих противоположные точки зрения на транзитный формат:

«В ближайшем окружении Нурсултана Назарбаева вполне есть люди, которые хотят, чтобы он занимал президентский пост пожизненно. Но есть и другая группа высокопоставленных персон, заинтересованных в том, чтобы 01 оставил пост президента и передал его кому-то из них или другой приемлемой фигуре при своей жизни. В таком случае они рассчитывают на предсказуемый и спокойный транзит власти с сохранением правил игры и своего статус-кво в обозримом будущем. У тех и других своя правда. Просто одни хотят ПРОДЛИТЬ текущую ситуацию, а другие - СОХРАНИТЬ ее, независимо от персоны следующего президента. Нейтральную позицию между этими двумя группами в текущей ситуации трудно себе представить».

Пока, по-видимому, группа элитариев, выступающая за продление текущей ситуации и консервацию политической системы в нынешнем виде на предстоящий пять лет, одерживает вверх.

 

Источник: ia-centr.ru