Пока другие наши коллеги подводят итоги года в политической, социально-экономической и прочих сферах нашей жизни и вместе с экспертами делают прогнозы на будущее, мы решили вспомнить о том, что больше всего волновало казахстанцев на протяжении последних 12 месяцев. О том, какие события нас возмутили, а какие вызвали приступ смеха, что объединяло нас в общность под названием народ, а что делало непримиримыми противниками.
Юбилей года
В этой номинации выделяются два события: 20-летие столицы нашей Родины и 100-летие давно канувшего в Лету комсомола. Обе памятные даты буквально взорвали социальные сети.
День рождения Астаны казахстанцы обсуждали в связи с размахом его празднования и дорогими подарками, которые ей преподнесли другие регионы страны. Стоит напомнить, что юбилейные мероприятия обошлись почти в 19 миллиардов тенге, а в дар от областных акиматов столица получила новые мосты, детские сады, скверы и даже музей космоса под открытым небом. Такой подход «сетевая коммуналка» оценила как «советский дебилизм» и «бессмысленный казахский понт». Что, впрочем, не помешало казахстанцам прочувствовать торжество момента.
А вот вековой юбилей, который ветераны ВЛКСМ отметили в одном из алматинских театров, вызвал куда более неоднозначную реакцию. Пока одни, преисполненные гордости за свое прошлое, во всеуслышание говорили комсомолу «спасибо», а другие крутили пальцем у виска, считая происходящее стилистическим трэшем, третьи требовали исторической сатисфакции, всеобщего отречения от советского наследия и сравнивали комсомольский юбилей с парадами ку-клус-клановцев в 20-х годах прошлого века. И хотя эксперты уверяли, что о столкновении идеологий в данном случае речь вести не стоит, нешуточная «драка», длившаяся несколько недель, стала еще одним доказательством нарастающей конфронтации в нашем обществе.
Вызов года
Обнаженная грудь Динагуль Тасовой, депутата столичного молодежного маслихата (для тех, кто не в курсе: существует в Казахстане и такая общественная организация), выставленная во всей красе на одном из фэшн-показов, произвела фурор не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Однако, несмотря на хирургически идеальные формы девушки и появление последовательниц, которым, как мы все убедились, тоже есть чем похвастать, ее смелость не оценили ни у нас, ни за рубежом.
Например, один из украинских порталов без обиняков заявил: «Спрячь соски! Скандальная депутатка вышла на люди без лифчика: от этих фото «вспыхнет» даже танцовщица стрип-клуба». С еще меньшей деликатностью и тактичностью дефиле модели комментировали здесь, на ее родине. Причем она подверглась не только психологическому прессу. Дело дошло до кулаков: таким способом бойфренд девушки, по ее признанию, учил ее «хорошим манерам». В итоге госпожа Тасова решила «переобуться» и найти свое призвание уже в защите женщин от насилия, видимо, посчитав, что молодежи (интересы которой она представляла ранее) хватит и торчащих сосков.
В принципе, можно было и пройти мимо этого события, несмотря на бурные обсуждения. Если бы не одно «но». Похоже, к концу года вопросы морали и нравственности потеряли для казахстанского общества свою обычную остроту. Трудно предположить, что остудило пыл «уятменов», но, как говорится, из песни слов не выкинешь. В начале года, когда после инцидента с раздеванием в одном из клубов на всю страну гремело имя Айжан Байзаковой, поборники нравственности были куда активнее – записывали выдеообращения с требованием остановить моральное разложение общества и «развращение казахских девушек», караулили Байзакову в темных городских подворотнях, а летом срывали свадьбы казашек с китайцами. А теперь «моралисты» ограничиваются пространными рассуждениями о необходимости закрепления в казахстанском законодательстве понятия «уят». Хочется верить, что «горячие головы» действительно поостыли, и пик революции нравственности, жертвой которой пала уже не одна репутация, наконец-то остался позади.
Хайпожор года
Помимо алматинской белки-великанши, этого соломенного монстра, обошедшегося налогоплательщикам в кругленькую сумму, казахстанцы бурно обсуждали «развенчание» национального достояния казахов – Абая. Летом блогер и бизнес-тренер Нурлан Байдильда записал видео, в котором красной нитью проходил тезис о том, что светоч казахской мысли был в советское время незаслуженно возведен в сонм героев. На самом же деле, по словам автора, этот «хороший человек» на роль властителя дум, а уж тем более идола никак не тянет. «Что он сделал? В тяжелые времена повел за собой людей или спас их? Или был батыром и героически воевал, завоевывал земли? Управлял народом и поднял их благосостояние?», - вопрошал Байдильда и тут же сам отвечал на свой вопрос: «Он даже не управлял аулом». По его мнению, примером для подражания Абая считать нельзя. «Если бы он жил в наше время, то, скорее всего, максимум был бы известным блогером», - констатировал автор видео и пришел к простому, как три копейки, выводу: «Народ, который считает таких людей, как Абай, великими, примером для подражания, не может быть сильным».
Разумеется, столь неоднозначный взгляд на личность выдающегося поэта и философа, труды которого почитаются не только в Казахстане, вызвал шквал возмущения. От обвинений в манкуртизме и призывов «судить таких надо» народный гнев дошел до прямых угроз «найти и отрезать язык по самые гланды» и «обещаю набить тебе морду».
Впрочем, на автора видео такой поворот не произвел впечатления. В своем ответе разъяренной публике он дал понять, что не откажется от своего мнения. Впрочем, незадачливого блогера все же настигла кара – в виде репутационных потерь для его бизнеса и, как следствие, потери клиентов… Видимо, напрасно он недооценил Абая и его слова: «На каждого хитреца есть свой обманщик».
А вот другой блогер, Огуз Доган, устроивший хайп за отказ сотрудников банка обслужить его на казахском языке, вышел сухим из мутных вод Сети. Что, собственно, и неудивительно. Несмотря на тонны разоблачений в его отношении, казахстанцы так и не смогли определиться, насколько его методы борьбы за интересы государственного языка приемлемы в нашем обществе. Число почитателей Догана и число его противников постоянно балансирует на грани равновесия.
«Соловьи» года
Российский пропагандист Владимир Соловьев и в уходящем году – уже по традиции – стал персоной нон-грата для казахстанских пользователей соцсетей. В апреле он в очередном выпуске своего шоу позволил себе задаться вопросом: «Это же уже не в первый раз у Казахстана позиция такая размытая. Мы что-то не знаем про наши отношения с Казахстаном? Вдруг где-то пробежала черная кошка? Или нам ждать, что следующий Майдан будет направлен на Казахстан и в Казахстан, чтобы оторвать его от России?». Далее эстафету подхватили приглашенные спикеры. А затем последовал ответ уже от наших «лидеров общественного мнения». И, как говорится, понеслось… «Нам с такой страной не по пути», «Надо запретить российские СМИ в РК».
Впрочем, не только звезды «зарубежной эстрады» попадали под огонь критики казахстанцев. Так, буквально на днях газета «Литер» рассказала о том, что в сельском оздоровительном лагере с языковым уклоном в Павлодарской области детей будут штрафовать за незнание государственного языка. «Новоиспечённый аким Щербактинского района Азилхан Абеуов презентовал журналистам своё видение дальнейшего развития оздоровительного детского лагеря», - сообщает издание и приводит слова главы района: «Все учащиеся, которые планируют приезжать туда отдыхать, будут отдыхать чисто на казахском языке. Будут штрафоваться дети, которые будут на других языках изъясняться. А для стимула детям будут вручаться нагрудные знаки с символикой «Қазақ тілі білгірі» и другие поощрения». Разумеется, такое заявление сразу же вызвало небывалый резонанс, тем более что новость о намерениях чиновника в считанные минуты покинула застенки нашего внутреннего информационного пространства, став поводом для размышлений в соседней стране. И хотя в тот же день, когда вышла статья, пресс-служба районного акима заявила, что его, возможно, неправильно поняли, накала страстей это обстоятельство не убавило.
Флешмоб года
В августе активистки Feminita вышли на алматинский «Арбат» с окровавленными (в буквальном смысле этого слова) прокладками, прикрепив их в развернутом виде к одежде. По их глубокому убеждению, это должно было не шокировать обывателей, а дестигматизировать (снять ярлыки) с такого естественного явления, как менструальный цикл. Мол, пора прекратить считать его «грязным делом» и начать просвещать казахстанцев, застрявших в пещерном прошлом, относительно того, что такое хорошо и что такое плохо. Для пущей убедительности дамы развернули плакаты с соответствующими надписями: «Месячные – это женская суперсила», «Это не гости из Кызыл-орды». Как объясняли сами активистки, «посыл был таков: женщины не должны подвергаться осуждению из-за того, что в их организме происходит процесс под названием менструация. Покупать прокладки не стыдно, как и ходить в запачканных кровью джинсах. В конечном счете, с этим ничего нельзя сделать. Нужно смириться, что это происходит. Это и есть дестигматизация, то, чего мы добиваемся».
Конечно, мимо такого события пользователи казахстанских соцсетей спокойно пройти не могли. Причем наши сограждане, надо отдать им должное, восприняли эту шок-акцию с юмором. Вот лишь некоторые комментарии:
«У меня даже без крови реклама прокладок вызывает ощущение, что ко мне кто-то в трусы заглядывает и нарушает мои границы…»;
«Дефекация - тоже естественный процесс, и давайте не будем называть его «сходить по большому», «отложить личинку», в рекламе подгузников и туалетной бумаги давайте показывать, извините, говно, всем от этого станет легче??? А если вдруг скрутит живот и застанет врасплох диарея где-то в общественном транспорте, то нужно поддержать человека, испачкавшего свои штаны и воздух вокруг, и не стыдиться при этом?».
Конечно, если женщина чего-то захочет, то ей никто и никогда не запретит танком переть к своей цели, пытаясь заразить своими хотелками как можно большее количество людей вокруг.
Реакция года
Гибель знаменитого фигуриста Дениса Тена от ножа автомобильного вора сплотила казахстанцев в их общем горе. Если не брать в расчет отдельные «исключения» (по ним свой вердикт вынесли правоохранительные органы и суд), наши граждане, несмотря на все разногласия, споры и непримиримость в некоторых вопросах, показали, что в первую очередь все мы - один народ, которому, вне зависимости от политических пристрастий и разреза глаз, одинаково больно. Жаль только, что осознавать это приходится в минуты скорби и беспомощности…
Насилие над семилетним мальчиком из поселка Абай (ЮКО) и та, с позволения сказать, помощь, которую оказывали потерпевшей семье дяди и тети, заседающие в высоких кабинетах, вызвали не только причитания, охи и вздохи. Трагедия малыша стала своего рода лакмусовой бумажкой для всего гражданского общества. Даже такой критик нашей действительности, как Айдос Сарым, не преминул заметить, что это первый на его памяти хайп, «когда общество не просто эшафотит и требует крови, но и пытается понять, что же, собственно, произошло».
И, действительно, если бы пользователи социальных сетей и блогеры не восприняли ситуацию как свою личную трагедию, то, возможно, дело бы замяли. Ведь даже сам глава государства основной причиной волокиты при расследовании этого дела назвал наличие родственных связей между причастными к нему лицами. Лишь благодаря громкому общественному резонансу расследование этого уголовного дела пошло по тому пути, по которому должно было пойти с самого начала. Справедливость восторжествовала, головы полетели, в том числе и детского омбудсмена Загипы Балиевой. Это, безусловно, важно. Но не менее важно то, что казахстанцы поняли: у нас в руках есть и реальный, и достаточно действенный инструмент влияния на действия власти и на ситуацию в стране в целом…