После распределения полномочий между вице-премьерами каждому достался гигантский блок работы.
Поскольку социальная ситуация взята руководством страны под особый контроль, 25 февраля в кабмине Аскара Мамина появилась вице-премьер Гульшара Абдыкаликова. 4 марта премьер-министр закрепил за ней целый воз вопросов. А точно ли в этом коме задач не затеряются те самые малообеспеченные и многодетные, о которых с трибун Астаны вещали весь февраль? На эти и другие вопросы нам ответил политолог Данияр Ашимбаев.
Мы специально перечислим все 14 обязанностей, которыми премьер наделил своего зама по социальной проблематике. Это:
- развитие образования и науки,
- развитие здравоохранения,
- развитие соцполитики и модернизации,
- развитие занятости,
- взаимодействие государства и гражданского общества,
- государственная молодежная и семейная политика,
- модернизация общественного сознания,
- обеспечение межконфессионального и межэтнического согласия,
- развитие культуры и спорта,
- развитие госязыка,
- демографическая и информационная политика,
- информация,
- информационно-имиджевые работы внутри страны и за рубежом по продвижению бренда Казахстана,
- координация деятельности трехсторонних комиссий (республиканской, региональных и отраслевых) по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
Министерств меньше, работы больше
— Данияр, мы ранее уже говорили с вами о том, что соцзащита давно была размыта сначала идеологией, а затем экономикой. Судя по тому объему, что достался теперешним вице-премьерам, чего ожидать?
— На самом деле все 5 министерств, которые перешли в ведение Гульшары Абдыкаликовой, это и есть социальный блок. Это не просто минтруда и минздрав. Речь идет и о минобразования и науки, минкультуры и спорта, а также мининформации и общественного развития.
Минздрав всегда им был, хотя ранее входил в состав другого ведомства. Минтруда – это два бывших министерства. Но все они исторически были социальными.
Ведомство Даурена Абаева хоть и отнесено по профилю к социально-идеологическому блоку, но напрямую взаимодействует с администрацией президента
Что касается остальных вице-премьеров, им тоже достались министерства, представляющие 3-4 бывших ведомства. Стратегическую нефтегазовую отрасль курирует сам премьер, а вопросы экологии и энергетики перешли в ведение вице-премьера Жениса Касымбека, хотя минэнерго — это одно ведомство. Точно также на Касымбека возложены вопросы чрезвычайных ситуаций, относящихся к системе МВД. Тогда как само Министерство внутренних дел в целом координируется премьером.
Касымбеку также досталась и сфера индустрии и инфраструктурного развития, которую он ранее возглавлял как министр. А это в прошлом и бывший минтранском с гигантским списком задач. То есть все нынешние ведомства стали крупнее, объединив 3-4 министерства. Касымбеку в кураторство перешло и минсельхоз, которое раньше возглавлялся отдельным вице-премьером Умирзаком Шукеевым. Это логично, ведь ни к Абдыкаликовой, ни к первому вице-премьеру Алихану Смаилову сельское хозяйство особого отношения не имеет.
Свои кадры — усиление влияния
Смаилову достались минфин и миннацэкономики. Вроде бы всего два министерства.
Но тот же минфин – это гигантская империя, правительство в правительстве
Оно отвечает и за бюджетную политику, и за казначейство, и за госзакупки, и за госимущество, и за приватизацию, и за госдоходых, где теперь бывшие таможня и налоговая. Ну и плюс к минфину относится система мониторинга. В нее передана служба экономических расследований с департаментом в каждом регионе. Минфин огромен.
В ведение миннацэкономики входят вопросы регулирования естественных монополий, защите конкуренции и защите прав потребителей. А это три бывших агентства.
— Получается, что ведомств вроде и немного, но там огромное количество отраслей. Так что распределение функционала среди вице-премьеров очень логичное. И анализировать его нужно не столько по количеству существующих министерств, набитых полномочиями, сколько по количеству уже несуществующих.
— Все получили свои роли. А дальше что?
— Осталось дорасставить акценты, принять положение и структуры новых министерств, произвести назначение вице-министров и ответсеков, где это необходимо. И приступать к работе. Понятно, что сейчас из минсельхоза большая команда, пришедшая из «Самрук-Казыны» вместе с Шукеевым, поедет в Туркестан. За новым главой минтруда Бердибеком Сапарбаевым потянутся кадры из Актюбинска.
Будет идти миграция команд. Быстро или медленно – покажет время
Теперь все внимание тому, какие кадры премьер будет расставлять дальше. Все-таки свои люди на ключевых позициях – это признак определенной силы влияния. Алихан Смаилов, когда пришел в минфин, очень грамотно взял под свой контроль аппарат. В ключевых комитетах сменились председатели, а ответственный секретарь Бауржан Тортаев и так из команды Смаилова.
Алихан Асханович стал вторым человеком в правительстве. Теперь возникает вопрос, а чей он? Многие считают, что он достаточно близок к бывшему премьеру Бакытжану Сагинтаеву. И тем более пост первого вице-премьера делает его фактически кандидатом на пост следующего премьера
Будем наблюдать, как сложатся отношения между премьером и первым замом, как вице-премьеры потянут свои блоки.
Новый кабмин — единое целое?
Так как Гульшара Абдыкаликова на позиции вице-премьера уже ранее побывала, для Жениса Касымбека назначение — это повышение. Он был трижды министром, имел опыт работы в отрасли, но для него расширение полномочий – рост влияния. В его ведение перешли большие блоки. Как он с ними справится? Как у него сложатся отношения с премьером? Все-таки нужно не забывать, что в свое время он был министром транспорта, а Аскар Мамин — главой КТЖ. То есть находился у Касымбека в подчинении. Сейчас ситуация поменялась. Понятно, что у Касымбека есть и другие козыри на руках, кроме опыта работы.
Но сейчас вопрос в том, как формальное распределение обязанностей отразится на реальном выполнении дел. Не будет ли саботажа, подпольных игр и так далее
Тем более, мы видим, что многие отставники заняли позиции в аппарате президента и правительства. Сагинтаев стал госсекретарем, Данияр Акишев – советником президента. Ситуация с назначением Дархана Калетаева на пост руководителя канцелярии премьер-министра понятна — с новым премьером они в достаточно нормальных отношениях. И Калетаев сам по себе достаточно сильный руководитель.
Вопрос в том, как вся эта композиция назначений сложится в единое целое. сейчас самое главное — не захочет ли кто-нибудь начать свою игру. Президент им задачи поставил и выделяемые суммы достаточно большие, чтобы у многих вызвать настороженность.
Так что основная задача премьера – контролировать своих замов и доверять им. Насколько команда будет отвечать ему лояльностью – дело совсем другое
У премьера карт-бланш, ведь речь идет о серьезных вопросах. Поэтому попытки играть против него могут парализовать всю исполнительную власть.
Социалка: все ли на местах?
— Передовой социальный блок, доставшийся Гульшаре Абдыкаликовой, к которому особенно приковано внимание всей страны с февраля 2019 года, состоит из 14 вопросов. Не многовато ли для одного человека?
— Она эту тему хорошо знает, фронт работ для нее не новый. Как таковое координаторство идеологической работой будет складываться формально. Потому что Даурен Абаев – фигура самостоятельная. Как бы ни ругали минкультуры и спорта, Арыстанбек Мухамедиулы достаточно сильный министр, который в лишних указках не нуждается. Министерство труда – базовое в этой сфере – возглавил Бердибек Сапарбаев.
Именно он в свое время имел отношение к появлению Гульшары Абдыкаликовой как политического игрока
Бердибек Машбекович сам по себе такой человек, что через несколько недель его работы от новостей по социалке люди устанут сами. Его всегда много, он шумный, работящий, бойкий. У него, понятно, отношения с курирующим вице-премьером нормальные.
Елжан Биртанов специалист. Как бы его ни ругали, у него может быть проблема только с политическим продвижением реформ в системе минздрава.
Зачастую, предлагая правильные вещи, он наталкивался на неумение их разъяснить. А эти способности как раз есть у Абдыкаликовой
На всех постах эту практику она проходила. Кадров достаточно, чтобы взять сферу под контроль.
Что касается минобразования, с ним была та же проблема. Ерлан Сагадиев предлагал правильные вещи, но они не воспринимались политически. Министр, не имея нормального кураторства в лице профильного вице-премьера, не мог встроить свои идеи в общую политику правительства. Сейчас куратор появился, поэтому я думаю, накал страстей спадет.
Тем более, что пришедшая на пост министра Куляш Шамшидинова в системе образования работала много и долго — и вице-министром, и в регионах, и возглавляла «Назарбаев Интеллектуальные школы» – полезный и популярный проект. Понятно, что какая-то критика, звучавшая в адрес образования, касалась и ее. Но она, по крайней мере, эту систему знает снизу доверху. У нас не так много людей в правительстве, кто не сразу оказался в руководстве, а прошел все необходимые стадии.
Выделяемые бюджеты, подход, наличие специалистов и профильного куратора – процентов 80 решения проблемы
Контроль над финансовыми потоками и качество исполнения программ и поручений – вопрос системный. Мамину под силу решение многих существующих проблем по контролю за бюджетом и работой ведомств. Нужно теперь, чтобы и аппарат присоединился к процессу без ожидания какого-то волшебного пинка.
По материалам 365info.kz