Возможно, несколько укрепятся связи с Западом — это продиктовано потребностью в технологиях и инвестициях.

еаэс

Когда ЕАЭС только создавался, Россия предполагала включить в договор ряд политических моментов — от общего гражданства до общего парламента. Но Астана и Минск настояли на исключительно экономическом характере новой организации. И в дальнейшем российско-казахстанские отношения тоже будут строиться с учетом нашего мнения и потребностей, считает политолог Александр Воробьев (Москва). Об этом эксперт заявил на круглом столе «Возможности российско-казахстанского диалога в современных реалиях». Организовали встречу Центр «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан), Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» (г. Саратов) и Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (г. Новосибирск).

Три тезиса о переходном периоде

Александр Воробьев попытался спрогнозировать сценарии дальнейшего развития российско-казахстанских отношений. Но сначала сформулировал три, на его взгляд, главных тезиса о переходном периоде в Казахстане.

Первый. В Казахстане подготовлен хороший задел для успешного завершения переходного периода. Например, сам процесс передачи власти вполне управляем.

— Ситуация не развивалась так, как в соседнем Узбекистане, где переход был незапланированным и привел к последствиям, которых не ждали, — сказал Воробьев.

Второй. Всех рисков избежать нельзя. К новой реальности нужно привыкать и элитам, и обществу, и соседям.

Третий. На переходном этапе есть два основных риска.

Первый – это чрезмерное обострение внутриполитической борьбы между элитами, группами влияния. Хотя политолог оговорился, что

«нельзя любую внутриполитическую борьбу считать кризисом или неуспехом»

— Если эта борьба останется в определенных рамках, то может даже поспособствовать большей зрелости политической системы и укреплению ее устойчивости, — сказал он.

Кроме конкуренции, есть предпосылки и для кооперации разных групп влияния

— Представленные в политической системе группы заинтересованы, чтобы система сохранилась и была стабильной. Это говорит в пользу того, что им нужно будет договариваться, — сказал Воробьев.

Дополнительный положительный фактор — заинтересованность России и Китая (ближайших соседей) в стабильности нашей страны.

— Они по своим каналам будут стремиться к тому, чтобы переходный период для Казахстана прошел стабильно, — считает политолог.

В качестве второго риска эксперт упомянул процессы в обществе, точнее —

возможность конфликтов, которую нужно устранить сразу

— Это процессы социально-экономические, национально-демографические и идейно-политические. Есть разные группы, и очень важно, чтобы в обществе не возникало конфликтов и протестов, поэтому с ними нужно работать, своевременно устранять противоречия и решать проблемы, — заявил он.

Эксперт считает, что власти понимают важность работы с обществом и пытаются с ним работать.

Государственный суверенитет сомнению не подлежит

Далее Воробьев перешел к внешней политике, где сейчас основной вопрос — каковой она будет в целом и на российском направлении в частности? Эксперт считает, что

есть доводы как в пользу неких изменений, так и в пользу преемственности курса

— С одной стороны, приход новых людей, новой команды означает значительные перемены. Также мы знаем, что во многих постсоветских странах высока степень персонификации власти – это и Россия (Ельцин и Путин), и Узбекистан (Каримов и Мирзиёев). Но помимо этого есть и факторы, которые должны обеспечить преемственность внешней политики Казахстана, — сказал он.

Первый фактор:

внешняя политика обуславливается в большей степени потребностями государства в экономике и безопасности,

а не фигурой лидера. А эти потребности для нас не изменились — по крайней мере, сильно.

Второй момент: внешняя политика — это отражение коллективной воли элит страны. Интересы элит в России, Евросоюзе, США и Китае сохраняются в прежнем виде.

— Я также хотел бы особо отметить, что в Казахстане, в отличие от ряда стран постсоветского пространства, есть внешнеполитический консенсус, который разделяет большая часть элит и общества, — добавил Воробьев.

Ключевые принципы его таковы:

  • сохранение и укрепление государственного суверенитета (Казахстан никогда не сближался с другими странами настолько, чтобы это серьезно угрожало его независимости),
  • многовекторность и стремление к выстраиванию конструктивных отношений с влиятельными международными игроками,
  • активное участие в работе международных организаций.

— Эти основы были заложены первым президентом Казахстана и за более чем четверть века продемонстрировали свою эффективность и полезность как для самого Казахстана, так и для его соседей. На мой взгляд,

этот внешнеполитический консенсус должен в общих чертах сохраниться,

— сказал политолог.

Российско-казахстанские отношения похожи на айсберг

Крайне важны отношения как с Россией, так и с ЕС (куда экспортируется большая часть казахстанской нефти), и с США. Эксперт упомянул и о китайской инициативе «Один пояс – один путь» и сопутствующих инвестициях в нашу экономику.

— В рамках этого внешнеполитического консенсуса, который в целом, как я думаю, сохранится, вполне возможны подвижки. И вполне возможно укрепление интенсивности связей Казахстана c США и ЕС.

Это будет обусловлено экономическими потребностями, потребностями в инвестициях и технологиях,

— добавил политолог.

Отношения с Китаем будут крепнуть и далее, но Воробьев не исключает, что «Один пояс» несколько утратит внимание и финансирование китайских властей.

— Это связано с определенными трудностями экономического характера, которые испытывает сейчас Китай. Кроме того, многие считают инициативу слишком затратной. Китайские власти могут задаваться вопросом, насколько эффективно эти ресурсы используются, — пояснил Воробьев.

Поэтому возможно, что сотрудничество в рамках инициативы «Одного пояса – одного пути» несколько замедлится,

а это может повлиять на характер казахстанско-китайских отношений в целом.

— Не думаю, что развитие отношений с Западом и Китаем будет происходить за счет ухудшения отношений с Россией. Во-первых, российско-казахстанские отношения носят глубокий комплексный характер, охватывая самые разные сферы. У нас протяженная граница, есть приграничное сотрудничество. Российско-казахстанские отношения похожи на айсберг, подводная часть которого весьма мощна, а следовательно устойчива, — считает он.

Во-вторых, это охлаждение не будет выгодно ни России, ни Казахстану

— На мой взгляд, российско-казахстанские отношения выстраивались с учетом потребностей Казахстана. Например, в договор о ЕАЭС Россия хотела включить политические моменты: общее гражданство, общие границы, общий парламент. Но Беларусь и Казахстан настояли, чтобы союз носил исключительно экономический характер. Москва учла мнение союзников, и ЕАЭС стал таким, какой он есть, — напомнил Воробьев.

Источник 365info.kz