Высокопоставленный американский банкир однажды тайно передал долю во влиятельном инвестиционном банке Ренессанс Капитал одному из ближайших друзей Владимира Путина и организовал для этого друга встречи с ведущими американскими политиками 10 лет назад, свидетельствует электронная переписка.

Американский банкир Роберт Форесман, ныне зампред инвестиционного банка UBS в Нью-Йорке, некогда занимал высокие должности в финансовых кругах Москвы. Он возглавлял инвестиционно-банковские операции Dresdner Bank в России в начале 2000-х годов, был замглавы Ренессанс Капитала с 2006 по 2009 год, а затем руководил работой Barclays (LON:BARC) Capital в России до 2016 года. Друг Путина, Матиас Варниг, входит в советы директоров нескольких российских компаний, контролируемых государством.

Глубоко религиозный консерватор, Форесман говорил, что его призвание - быть миротворцем между двумя ядерными сверхдержавами.

Архив электронных писем Ренессанс Капитала с 2007 по 2011 год раскрывает новые подробности о контактах, которые Форесман культивировал в окружении Путина на протяжении многих лет, и о том, как он использовал эти связи для заключения сделок. Сообщения электронной почты, которые были изучены Рейтер, также проливают свет на роль, которую сыграли западные банкиры во времена экономического бума в России в 2007 году, когда Кремль готовился расширить контроль над российской экономикой.

Обмен электронными письмами велся между руководителями Ренессанс Капитала, а также между банком и его клиентами и деловыми партнерами, прежде чем банк перешел в другие руки в 2012 году. Письма фигурировали в ходе длительной судебной тяжбы из-за поглощения российским государством нефтяной компании Юкос Михаила Ходорковского в середине 2000-х годов, и о них сообщается впервые.

Эта переписка показывает, что отношения Форесмана с Кремлем были более сложными - и более меркантильными, чем роль миротворца. Они дают представление о том, как Форесман и его коллеги стремились помочь Кремлю раздробить Юкос и извлечь из этого выгоду, когда Москва, по словам аналитиков, искала способы легитимизировать за рубежом политически мотивированный процесс. Они также показывают, как американский банкир помогал Варнигу ориентироваться во внешнеполитическом истеблишменте Вашингтона во времена администраций Буша и Обамы.

В заявлении для Рейтер Форесман сообщил, что считает неуместным комментировать вопросы, которые могут иметь отношение к разбирательству в английском суде - отсылка на гражданский иск в Великобритании. При этом Форесман отверг любые предположения о правонарушениях. Новое руководство Ренессанс Капитала от комментариев отказалось.

Московские связи Форесмана вновь привлекли к себе внимание, когда имя банкира было названо в докладе специального прокурора Роберта Мюллера о вмешательстве России в президентские выборы в США в 2016 году. Согласно докладу, Форесман был среди многих влиятельных людей, искавших контакта с Дональдом Трампом, когда кампания будущего американского лидера набирала обороты.

В марте 2016 года Форесман отправил электронное письмо помощнику Трампа, пригласив кандидата в президенты на международный бизнес-форум в Санкт-Петербурге и сообщив, что "высокопоставленные кремлевские чиновники" "обращались" к нему по поводу кандидата, говорится в докладе. Форесман просил о встрече с Трампом, или с главой его избирательного штаба Кори Левандовски, либо с "другим подходящим лицом", добавляя, что у него есть и другие вопросы, обсуждать которые по "небезопасной электронной почте" было бы неудобно.

В более позднем электронном письме Форесман попросил о встрече с одним из сыновей Трампа, Доном-младшим или Эриком, чтобы передать информацию, которая должна быть "изложена [кандидату] лично или кому [кандидат] полностью доверяет".

В докладе Мюллера говорится, что нет никаких доказательств того, что команда Трампа дала ход этим просьбам. Отвечая на вопрос Мюллера об этих контактах, Форесман назвал связи с Кремлем незначительными. В докладе Мюллера говорится, что Форесман хотел лишь отрекомендоваться команде Трампа. Форесману не было предъявлено никаких обвинений.

СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

В 2007 году Форесман входил в небольшую группу руководителей Ренессанс Капитала, которая участвовала в разработке секретного соглашения о передаче неуказанной доли в этом частном инвестиционном банке, где Форесман был зампредом, близкому соратнику Путина Варнигу, свидетельствует серия электронных писем, связанных со сделкой. Соглашение показало, что акции были переданы за "нулевое вознаграждение". Электронные письма, изученные Рейтер, не раскрывают процент или стоимость доли.

Форесман и Варниг отказались обсуждать с Рейтер эту транзакцию.

Варниг был офицером тайной полиции "Штази" в Восточной Германии в то же время, когда Путин служил в КГБ в Дрездене в конце 1980-х годов. Варниг говорил, что они впервые встретились в начале 1990-х в Санкт-Петербурге, когда Путин работал заместителем мэра этого города. Сейчас Варниг является исполнительным директором проекта российского газопровода в Европу Северный поток-2. Он также входит в советы директоров нескольких российских государственных компаний, в том числе нефтяного гиганта Роснефть (MCX:ROSN). В течение 12 лет он работал в совете директоров Банка "Россия", против которого Минфин США ввел санкции как против "личного банка" высокопоставленных российских чиновников.

С 2001 по 2006 год Форесман работал главой инвестиционно-банковского подразделения Dresdner в Москве, в то время как Варниг был президентом Dresdner Bank по России.

В месяцы до и после получения пакета акций Ренессанс Капитала Варниг стремился организовать участие банка как минимум в трех сделках, связанных с Кремлем, говорится в электронной переписке Ренессанс Капитала с 2007 по 2009 год. В одном случае, в 2007 году, Варниг помог организовать поддержку со стороны Роснефти консорциуму, в который входил Ренессанс Капитал и который участвовал в аукционе по голландским активам Юкоса.

Представитель Ренессанс Капитала сказал, что в консорциуме участвовала компания Renaissance Partners - инвестиционное подразделение группы Ренессанс. Ренессанс Капитал и Renaissance Partners были подконтрольны группе Ренессанс, но сам Ренессанс Капитал не был участником консорциума.

Консорциум выиграл аукцион. Но сделка забуксовала в судебных процессах и была заблокирована. Руководители Юкоса доказали в голландском суде, что российское государство не имеет права продавать зарегистрированную в Нидерландах компанию. Верховный суд Нидерландов постановил ранее в этом году, что продажа была незаконной.

Электронные письма были представлены в качестве улики в рамках этого дела. Они также стали частью гражданского иска о мошенничестве, поданного бывшим руководством Юкоса, который должен был рассматриваться в Высоком суде Великобритании 10 июня. В иске говорится, что Форесман, будучи зампредом Ренессанс Капитала, сыграл ключевую роль в подготовке консорциума к сознательному участию в фальсифицированном аукционе по "дочке" Юкоса. В нем говорится, что иностранные инвесторы, сформировавшие консорциум, стремились получить огромную личную выгоду, и содержится требование о выплате десятков миллионов долларов в качестве компенсации.

В заявлении для Рейтер Форесман сказал, что активно оспаривает иск.

Среди иностранных банкиров, присоединившихся к консорциуму инвесторов с Форесманом, был новозеландец Стивен Дженнингс. Дженнингс основал Ренессанс Капитал в 1995 году, и банк стал символом перехода России к рыночной экономике. В интервью Financial Times в 2005 году Дженнингс выражал надежду, что экономический рост в России при Путине однажды приведет к формированию среднего класса, достаточно сильного, чтобы противостоять любому авторитарному повороту.

В иске говорится, что Форесман и Дженнингс пытались извлечь выгоду из злоупотреблений Кремля рыночной системой и верховенством закона. Они действовали, как говорится в иске, вместе с двумя другими основными западными инвесторами в консорциум: Стивеном Линчем, бывшим волонтером Корпуса мира США, и Ричардом Дейцем, основателем хедж-фонда VR Capital, который имеет офисы в Нью-Йорке, Лондоне и Москве.

Дейц и Дженнингс отказались от комментариев для данной статьи. Линч не ответил на вопросы, отправленные ему по электронной почте. Человек, знакомый с консорциумом, отверг любые предположения о том, что аукцион мог быть сфальсифицирован.

ПРИЗОВОЙ АКТИВ

Аукцион по Yukos Finance BV, голландскому филиалу нефтяной компании Ходорковского, был последним в серии продаж в рамках банкротства Юкоса. Эти продажи должны были компенсировать более $33 миллиардов налогов, доначисленных властями РФ Юкосу после того, как Ходорковский бросил политический вызов Кремлю и был посажен в тюрьму за мошенничество.

Банкротство Юкоса превратило Роснефть из обычной государственной компании в крупнейшего игрока нефтяного рынка в России, после того как она приобрела большую часть активов. Голландская "дочка" была призом: ее запас наличности составлял до $1,5 миллиарда, из которых до $650 миллионов были свободны от долга. У нее также были 49% акций стратегически важного словацкого оператора трубопроводов Transpetrol, которые были проданы в 2009 году за $240 миллионов.

Аукцион по банкротству состоялся 15 августа 2007 года. Консорциум иностранных инвесторов, действовавший через российскую компанию Промнефтестрой, выиграл аукцион менее чем за $310 миллионов - значительно ниже общей стоимости чистых денежных резервов "дочки" Юкоса и принадлежавших ей акций Transpetrol, составлявшей примерно $890 миллионов.

Консорциум выиграл, сделав три ставки против конкурирующей компании Versar, которая, по данным Юкоса, никогда не участвовала ни в одном бизнесе, кроме неудачной борьбы на аукционах по активам компании. Российский реестр показывает, что Versar прекратил свое существование в 2010 году, когда был объединен с другой компанией.

Как свидетельствует электронная переписка, Форесман начал призывать руководителей Ренессанс Капитала принять участие в аукционах по банкротству Юкоса в начале 2007 года.

В электронном письме от 21 февраля 2007 года Форесман обратился к трем старшим руководителям "РК" - "Ренессанс Капитала", - указав на организованные Кремлем аукционы по продаже активов Юкоса как на возможность.

"У меня есть основания полагать, что РК, и только РК, может выиграть торги всей нашей жизни, - писал Форесман. - Мы могли бы сделать что-то, что принесло бы нам огромную прибыль, порадовало ведущих мировых инвесторов, существенно снизило судебные риски Роснефти. И позволило Кремлю показать, что аукционы по активам Ю не сфальсифицированы, а конкурентны".

Успехи Роснефти на аукционах повлекли за собой риск того, что их итоги могут быть оспорены; к Кремлю тогда было привлечено повышенное международное внимание.

В записке, составленной Ренессанс Капиталом за день до аукциона, говорилось, что прибыль консорциума может составить до $340 миллионов. Записка, которую видел корреспондент Рейтер, давала понять, что западные банкиры считали, что аукцион пойдет в их пользу.

"Возможность участвовать и быть вероятным победителем в значительной степени возникла благодаря очень близким отношениям, которые некоторые люди из Ренессанса имеют с Кремлем", - говорится в записке.

Кремль отказался от комментариев.

Власти США внимательно следили за процессом из-за стратегической важности сети трубопроводов Transpetrol. Форесман сообщил неустановленному сотруднику посольства США в Москве в октябре того же года, что консорциум "не выступал в качестве посредника для Роснефти" на аукционе, а также добавил, что не было никакой заранее согласованной с Роснефтью сделки по поводу доли Transpetrol, свидетельствует дипломатическая телеграмма, позже просочившаяся в Wikileaks. Форесман не оспаривал содержание телеграммы в показаниях по гражданскому иску в Великобритании.

Но документы в архиве электронной почты и показания членов консорциума указывают на то, что Роснефть была тесно связана с консорциумом в сделке. Форесман описал в ноябре 2018 года, как Варниг направил предложение консорциума об участии в аукционе руководству Роснефти.

За несколько часов до продажи подразделения Юкоса консорциум заключил два юридических соглашения с Роснефтью.

В первом из этих соглашений, изученном Рейтер и датированном 15 августа 2007 года, Роснефть согласилась отказаться от любых юридических претензий к активам голландской фирмы.

Во втором, также изученном Рейтер и датированном 15 августа 2007 года, госнефтекомпания согласилась отложить выплату кредита в размере $60 миллионов, который был предоставлен Промнефтестрою, до тех пор, пока консорциум не организует продажу словацкого трубопровода компании, выбранной Роснефтью. Через месяц консорциум согласился продать долю в трубопроводе зарегистрированной на Кипре фирме за $105 миллионов - более чем вдвое дешевле, чем два года спустя. Электронная переписка, предшествовавшая соглашению о продаже, указывает, что покупатель был назначен Роснефтью.

Через несколько часов после аукциона другой инвестор в консорциуме, Бенджамин Хеллер, тогдашний управляющий директор американского фонда HBK Investments, написал своему партнеру: "Роснефть по-сути контролировала аукцион и решила, что он будет проходить по определенной цене". Хеллер, который не назван в качестве ответчика в иске, отказался от комментариев. Роснефть не ответила Рейтер на вопросы об аукционе. На момент продажи она отрицала какую-либо причастность к нему.

Человек, знакомый с консорциумом, сказал, что в письме Хеллера были ошибки.

"Роснефть не устанавливала цену, и было два участника, - сказал он. - Все предположения о том, что Роснефть контролировала консорциум, контролировала цену и контролировала аукцион, неверны".

Он добавил, что на момент проведения аукциона консорциум не имел доступа к данным, оценивающим долю в Transpetrol в размере более $103 миллионов - цена продажи, которая обсуждалась годом ранее. Он сказал, что консорциум обратился к обеим сторонам раздела Юкоса, согласившись выплатить непогашенные кредиты бывшему владельцу компании.

Два месяца спустя, в конце 2007 года, надежды консорциума на получение прибыли начали рушиться, когда амстердамский суд постановил, что аукцион нарушил голландское законодательство, и поэтому владельцы консорциума не имеют права собственности на какие-либо активы Yukos Finance BV.

ФАНТОМНЫЕ АКЦИИ

В электронных письмах от 11 октября 2007 года, через несколько месяцев после того, как консорциум выиграл аукцион, Форесман и его коллеги из Ренессанс Капитала начали обсуждать разработку секретного "соглашения о фантомной доле" для неназванного "потенциального нового акционера". Фантомные сделки с акциями - это обычное соглашение, согласно которому компания обещает держателю будущий денежный платеж, который привязан к стоимости условной доли. Среди руководителей, обсуждавших вопрос о передаче этих акций, был основатель банка Дженнингс, который в то время был и его основным владельцем. Он отказался комментировать сделку.

Соглашение, называющее Варнига получателем "40.034 фантомных акций" в материнской компании Ренессанс Капитала, Renaissance Holdings Management Limited, было разработано юрисконсультом инвестиционного банка и отправлено Форесману по электронной почте 27 ноября 2007 года.

Дополнительное соглашение о консультациях, составленное юрисконсультом и отправленное Форесману 17 декабря 2007 года, предусматривало выплату $700.000 неназванному получателю за консультацию по "определенным инвестиционно-банковским операциям и возможностям развития бизнеса". В показаниях по гражданскому иску в ноябре 2018 года Форесман сообщил, что Ренессанс Капитал оплатил Варнигу консультационные услуги. Он не указал сумму.

Переписка свидетельствует, что Форесман и другие руководители Ренессанс Капитала стремились сохранить эти договоренности в тайне. Когда в 2007 году сотрудник РенКапа по ошибке отправил на корпоративный адрес электронной почты Варнига сообщение о владении акциями, Форесман разразился гневным ответом трем высокопоставленным руководителям Ренессанс Капитала. "Это явно неприемлемо, и я не могу поверить, что это могло произойти", - написал он 18 декабря 2007 года. Он сообщил, что Варниг немедленно уничтожил сообщение.

В последующем электронном письме тем же коллегам от 12 февраля 2008 года Форесман подчеркнул, что Варниг настаивал на том, чтобы соглашения оставались абсолютно конфиденциальными: о них должно было быть известно только руководителям Ренессанса, которые составляли соглашения. В электронном письме говорится: "Наш человек подписал свое соглашение о фантомной доле на свое имя, а также соглашение о консультационных услугах от имени юридического лица". Далее следует: "Он подчеркнул абсолютную конфиденциальность этого".

Варниг и Форесман, а также основатель и глава Ренессанс Капитала Дженнингс вместе ужинали и ходили в баню в Москве, свидетельствует архив электронных писем. И Форесман помог открыть перед Варнигом двери послов США в Москве и должностных лиц администраций Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы в Вашингтоне.

Например, согласно архиву переписки, Форесман помог организовать для Варнига в 2009 году, в начале президентства Обамы, встречи с тогдашним сотрудником национальной разведки США по России и Евразии Фионой Хилл, а также с Мэри Уорлик, исполнявшей обязанности заместителя помощника министра обороны по России, Украине и Евразии. Он также организовал для Варнига встречи с должностными лицами в Министерстве энергетики и отдельно - в Хьюстоне - с миллиардером Россом Перо-младшим. Перо отказался от комментариев для этой статьи. Хилл и Уорлик не ответили на запросы о комментариях.

Электронные письма, изученные Рейтер, не раскрывают итоги тех встреч.

После одного такого визита в марте 2009 года Форесман дал понять, что эти встречи должны были стать для Путина неофициальным каналом связи с Вашингтоном. В одном из электронных писем он написал: "Мой друг проинформировал своего Большого друга об этих встречах" - видимая отсылка в разговору Варнига с Путиным.

"Тот человек был чрезвычайно удовлетворен полученными сообщениями и абсолютно привержен улучшению ситуации. Он просит повторить представление во втором квартале, для чего он поручит моему другу доставить конкретные сообщения", - написал Форесман.

 

Авторы: Кэтрин Белтон. Перевел Дмитрий Антонов. Редактор Кристиан Лоу
По материалам Investing.com