На прошлой неделе, 5 августа, в Нарынской области Кыргызстана произошел конфликт между местными жителями и рабочими китайской компании Zhong Ji Mining Company, разрабатывающей золоторудное месторождение «Солтон-Сары».

Конфликтующие стороны закидали друг друга камнями – сообщается о почти пяти десятках пострадавших, в основном с китайской стороны. Волнения продлились до конца недели – 9 августа на обочине трассы у села Кара-Чий Нарынского района собралось около 300 местных жителей. 10 августа, после встречи с представителями местной власти, протестующие разошлись. Местные жители требуют остановить деятельность Zhong Ji Mining Company, поскольку, по их мнению, из-за взрывных работ в горах гибнет скот. 

Надо отметить, что регулярные стычки местных жителей с иностранной рабочей силой случаются и в Кыргызстане, и в Казахстане. В частности, свосем недавно, в июне нынешнего года, на казахстанском месторождении Тенгиз в Атырауской области произошли массовые беспорядки – местные рабочие избили сотрудников-арабов. Подобные конфликты происходили в Казахстане и Кыргызстане и ранее – очевидно, что местные власти пока не научились их предотвращать.

В волнениях, произошедших 29 июня на Тенгизе и 5 августа в «Солтон-Сары», есть как общее, так и отличия. Оба конфликта случились вдали от крупных населённых пунктов, на месторождениях полезных ископаемых. Оба вспыхнули внезапно, и правоохранительным органам не удалось предотвратить избиение иностранных граждан, что свидетельствует об отсутствии мониторинга обстановки на добывающих предприятиях и в близлежащих населенных пунктах.

Разница состоит в том, что в Казахстане конфликты происходят между коллегами – казахстанскими и иностранными рабочими. Причиной протестов является разница в размере заработной платы и условиях труда местных и иностранных сотрудников.

В Кыргызстане же противостояние пролегает между представителями компании и жителями близлежащих населённых пунктов. Недовольство вызывает сама деятельность иностранных предприятий, от которой страдает экология, а местные бюджеты, по мнению сельчан, получают слишком мало компенсации.

Кыргызстан: вопрос в размерах компенсаций

В интервью ИАЦ МГУ эксперты из Казахстана и Кыргызстана поделились своим видением путей решения конфликтов между иностранцами и местными жителями.

По мнению кыргызстанского политолога Алмаза ТАЖИБАЯ, причинами подобных конфликтов являются социальные проблемы, а решать их нужно путём совершенствования законодательства:

- Думаю, что конфликт на золоторудном месторождении «Солтон-Сары» произошёл, в первую очередь, из-за социальных причин. Первоначально местные жители были согласны с тем, что по соседству будет работать иностранная компания. И тут не надо делать акцент на том, что это была китайская компания. Потому что точно такое же недовольство могут вызвать и российские компании, которые работают, например, на месторождении «Джейруй».

Толчком к всплеску недовольства, возможно, стал падёж скота. А вторая причина — это бездействие местной власти, которая не смогла предотвратить столкновение и усадить стороны за стол переговоров.

В Кыргызстане нередко случается, что компании, получив лицензии на разработку месторождений, не спешат начинать работу. Им приходится решать вопросы не только с населением района, но и иногда и всей области.

- Почему местные власти не могут предотвратить подобные инциденты?

- Потому что не предпринимаются системные меры. На примере «Кумтора», самого крупного золоторудного месторождения Кыргызстана, мы знаем: когда компания ежегодно начала выделять деньги для местных бюджетов и на экологию, конфликты прекратились. Местные жители ранее регулярно протестовали, но сейчас они довольны компенсацией.

И в недавнем конфликте в «Солтон-Сары» недовольство, скорее всего, было вызвано размерами компенсаций. Падёж скота — это скорее повод для выдвижения социальных требований. Возможно, потребуется совершенствование законодательства: например, принятие закона, по которому 50% налоговых поступлений добывающих предприятий доставались бы району, где находится месторождение. Но пока по действующему законодательству доход от использования недр должны получать все граждане страны, а не только определённого населённого пункта. Эта система существует и в России, и в других постсоветских странах.

- Штурм дома экс-президента Алмазбека АТАМБАЕВА произошёл буквально через два дня после беспорядков в Нарыне. Прослеживается ли между этими двумя событиями какая-то связь?  

- Я так не считаю – это простое совпадение. Ведь иначе митингующие из Нарына после штурма Кой-Таша тоже прибыли бы в Бишкек. Как известно, спустя несколько дней после нарынских событий в Кыргызстан прибыл премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ и другие главы правительств стран ЕАЭС. Если руководствоваться конспирологическими теориями, можно предположить, что беспорядки в «Солтон-Сары» связаны с саммитом на Иссык Куле. Все эти события разворачивались в разные дни и в разных географических точках – я далек от того, чтобы видеть в них связь.

Казахстан: все дело в квалификации местных и иностранных кадров

Казахстанский политолог Рустам БУРНАШЕВ указывает на то, что в конфликте в поселке Тенгиз и в других подобных инцидентах в Казахстане главной причиной является существенная разница в заработной плате и условиях труда между местными и иностранными рабочими.

- В Казахстане время от времени случаются стычки местных и иностранных рабочих – это противостояние не столько между казахстанцами и иностранцами, а трудовой конфликт. Соответственно, причина этому – социально-экономическая, в первую очередь – разница в зарплате, соцпакете, условиях труда этих двух групп.

Как правило, казахстанские рабочие высказывают недовольство этим фактором. Но поскольку этот вопрос является сложным для решения или руководство компаний вовсе не стремятся решить проблему, то зачастую конфликт выливается в прямую насильственную форму.

Вопрос состоит не в том, что нужно делать властям в таком формате взаимоотношений: точечные изменения временно решат проблему на конкретном предприятии. Все дело в модели развития экономики, которую выбрали наши страны, а это капиталистическая модель, при которой влияние государства ограниченно из-за коммерческих интересов.

Конечно, можно принять законы, которые заставят компании уравнять в финансовом плане местных и иностранных рабочих. Но в таком случае будет сокращаться возможность приглашать иностранных специалистов, обладающих высокой квалификации. А обойтись без них на некоторых предприятиях просто невозможно. 

Поэтому целесообразно ставить вопрос о том, чтобы коммерческие субъекты сами отслеживали ситуацию и более эффективно выстраивали социальную политику, действующую на предприятиях.

- Зачем в таких количествах заводить дорогостоящую иностранную рабочую силу, не дешевле ли будет найти местных?

- Это происходит по двум причинам. Во-первых, это условия договоров, которые заключает казахстанская сторона с зарубежными компаниями. В соответствии с этими соглашениями, часть работников должны быть иностранными. Как правило, это квалифицированные кадры и топ-менеджмент.

Соответственно, с этим связана вторая причина. Не всегда казахстанские рабочие обладают необходимой квалификацией, ну или так считает иностранный менеджмент. Понятно, что присутствие иностранных рабочих становится неизбежным.

В такой ситуации, когда Казахстан вынужден приглашать иностранную рабочую силу и предоставлять ей несколько иные условия труда, чем местным, подобные конфликты сложно предотвратить.

Чтобы их избежать в будущем, необходимо провести унификацию прав казахстанских и зарубежных рабочих, то есть уравнять их в заработной плате и в условиях труда.

Однако очевидно, что для любого предприятия это будет экономически невыгодно – в капиталистическом обществе любой собственник будет стремиться снизить затраты на рабочую силу, а унификация условий будет приводить к снижению прибыли. 

Источник http://stanradar.com