9 августа в Кыргызстане состоялось очередное заседание Межправительственного совета ЕАЭС.

В ходе обсуждения лидеры поднимали наиболее актуальные для своих стран вопросы интеграционной повестки. Так, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин говорил о развитии транзитно-транспортной системы союза, предпринимательства и электронной коммерции. Портал «Евразия.Эксперт» встретился с доктором социологических наук, профессором, директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Казахстана (КИСИ, KAZISS) Заремой Шаукеновой и попросил ее прокомментировать результаты участия страны в ЕАЭС, которые заметны уже сегодня.

– В 2019 г. идее создания Евразийского экономического союза исполнилось 25 лет. Проект первого президента Казахстана реализован: мало-помалу стороны движутся к интеграции трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Полезна ли интеграция Казахстану?

– Прежде всего, хотела бы отметить, что идея создания Евразийского союза, озвученная четверть века назад первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым тогда опередила время. На сегодняшний день ЕАЭС всего пять лет, и, несмотря на решение немалого количества вопросов, сейчас Евразийской союз все еще находится на своем раннем этапе развития. Конечная цель – достижение синергетического эффекта, который принесет пользу не только участниками союза, но и в целом мировой экономике. Поэтому польза здесь взаимная. Иначе и быть не может. 

– Какие откровенные плюсы и минусы от участия Казахстана в ЕАЭС вы видите?

– Евразийская интеграция, как и любой другой экономический союз, предполагает расширение рынков сбыта и передвижение различных видов капитала, включая финансовый, человеческий. Ими каждая страна должна воспользоваться умело и рационально. Кроме того, экономический союз способствует большей устойчивости экономик стран-участниц.

Несмотря на различные оценки, в том числе критические, следует помнить, что эффект от участия в подобных интеграционных объединениях бывает в средне– и долгосрочной перспективе. Таким образом, участие Казахстана в создании и продвижении ЕАЭС – стратегическое решение.

– Что принесет рядовым гражданам союза интеграция финансовых рынков?

– Общий финансовый рынок позволяет ускорить процессы получения средств в банках других государств. Однако для успешной интеграции финансовых рынков требуется согласованное решение проблемных вопросов. В первую очередь, необходима институциональная основа и гармонизация законодательства. Кроме того, необходим единый свод правил для формирования единого финансового рынка. Например, при рассмотрении запросов на получение кредита.

– В Казахстане промышленность переживает непростые времена. Какой эффект приносит стране интеграция в области промышленности?

– Интеграция в данном контексте как раз предполагает совместное развитие промышленности, обмен знаниями и внедрение инноваций на всем пространстве ЕАЭС. Выстраивание общего рынка – это непростая задача. Для ее реализации требуется значительное количество ресурсов.

Создание общих технологических платформ, как это было в практике Европейского союза, позволит значительно снизить траты на разработку и внедрение новых технологий в рамках отдельной страны.

Кроме того, здесь предусмотрены координация промышленных политик государств-членов, предоставление субсидий и устранение барьеров в промышленном сотрудничестве.

– А в том, что касается цифровой экономики?

– В современных условиях в мировом ВВП нематериальное производство – услуги и высокие технологии – все больше оттесняют традиционные сферы, такие как промышленность и сельское хозяйство, которые в будущем станут играть скорее вспомогательную роль в «экономике знаний».

Компонент цифровой экономики в рамках ЕАЭС важен с точки зрения конкурентоспособности нашего интеграционного объединения. Именно по этой причине Всемирным банком и Евразийской экономической комиссией было проведено масштабное исследование «Цифровая повестка ЕАЭС – 2025» о перспективах цифровой трансформации ключевых рынков ЕАЭС, улучшения доступа к цифровым услугам и доступа к глобальным рынкам. По итогам рост пропускной способности интернета и развитие электронной торговли будут практически вдвое эффективнее при объединении усилий.

– Согласны ли вы с мнением, что открытие границ для стран-участниц ЕАЭС подкосило казахстанскую пищевую промышленность, сельское хозяйство и автопром?

– Я думаю, что это в целом излишне пессимистичная и односторонняя оценка. Хотя сейчас существует подобный дисбаланс, однако он не так ярко выражен.

Безусловно, союз предполагает усиление конкуренции между странами, под которую производителям необходимо адаптироваться, быть более конкурентоспособными. Здесь мы видим единственно перспективный путь: отечественные производители должны активно усиливать свою конкурентоспособность через снижение производственных затрат, но продолжая повышать качество. У нашего бизнеса огромный потенциал и, я уверена, что через комбинацию различных инструментов, мы способны защищать наши интересы и усиливать наши позиции.

– Унификация пенсионного законодательства в странах ЕАЭС – вопрос фактически решенный, осталось провести техническую работу. Как вы считаете, есть ли в этом вопросе какие-то неисполнимые с юридической точки зрения моменты?

– Учитывая, что в пространстве ЕАЭС предусмотрено свободное движение не только капитала, но и рабочей силы, данный вопрос очень важен для защиты прав граждан, находящихся в трудовой миграции в рамках этого интеграционного объединения.

Гармонизация законодательства при углублении интеграции – это процесс, запущенный между государствами-членами еще на стадии Таможенного союза. И он дает реальные возможности гражданам стран ЕАЭС развиваться профессионально на территории всего объединения, находясь в правовом поле и будучи защищенными трудовым законодательством, не опасаться за свои пенсионные накопления. Я надеюсь, что на этом сложном пути не встретится непреодолимых препятствий.

– Возможно ли расширение ЕАЭС путем вхождения в союз новых членов? Интересно ли это нынешнему составу Союза?

– Успешные интеграционные объединения, если мы посмотрим на них в историческом контексте, всегда работали как магнит, центростремительная сила региональных процессов. Например, сейчас ряд государств, как внутри региона, так и за его пределами, заинтересованы в получении преференций, которые дает членство в ЕАЭС.

Данное объединение, страны которого совокупно обладают 10-м в мире ВВП и восьмым по численности населением, становится привлекательным для ближайших соседей и смежных государств на евразийском пространстве и за его пределами. Для взаимодействия с ними в Союзе предусмотрены различные инструменты, в том числе создание зон свободной торговли.

Источник https://eurasia.expert