Интернет пестрит объявлениями об изготовлении госномеров для казахстанских, российских, армянских, кыргызских и прочих автомобилей. Kolesa.kz решили разобраться, стоит ли связываться с дубликатами.
Потеряли номер на отдыхе, сломали в аварии… Вариантов утраты алюминиевой пластины может быть множество. У водителей в подобной ситуации сразу же возникает вопрос: что делать? Казалось бы, обратись в спецЦОН, возьми новый номер и катайся. Куда уж проще! Но есть другой вариант — не вставая с дивана заказать себе дубликат по объявлению. В Интернете — сотни компаний, обещающих изготовить комплект казахстанских госномеров тысяч этак за 20–25, а один — за 15 000–17 000 тенге. С доставкой в течение недели. Причём номера изготавливаются официально в российских частных компаниях и будут полностью соответствовать всем стандартам. Так ли это?
Чтобы проверить качество «товара», мы заказали казахстанский номер образца 2012 года. За чуть меньше, 13 000 тенге, получили табличку, практически повторяющую отечественный знак, за небольшим исключением — элементы защиты на ней были просто пропечатаны серой краской. На упаковке значилось, что номера сувенирные. А можно ли с такими ездить по городу? Рассмотрим юридическую сторону данного вопроса.
Стоит ли покупать дубликат номера и что за это будет?
Закон «О дорожном движении» делать этого, казалось бы, напрямую не запрещает. В статье 51 «Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств» говорится лишь, что ездить на авто нельзя «в случае отсутствия государственных регистрационных номерных знаков или их несоответствия установленным требованиям и регистрационным документам». С документами, в принципе, понятно, а требования к номерам прописаны сегодня в приказе министра внутренних дел РК № 1040 «Об утверждении форм и образцов государственных регистрационных номерных знаков».
Весь приказ посвящён, по сути, внешнему виду номеров: форме, размеру, цвету… То, что мы купили в России, подходит под официальное описание почти на 100 %: цвет, размеры, флаг — всё идеально! Но… В завершающей части приказа № 1040 есть небольшое примечание: «При утрате государственного регистрационного номерного знака, а также его несоответствия требованиям стандарта данный государственный регистрационный номерной знак подлежит замене». А в стандарте СТ РК 986-2012, упоминаемом в документе, как раз таки и говорится, что номерные знаки и заготовки для них с полем белого, красного и жёлтого цвета должны иметь специальные элементы защиты от подделки, представляющий собой код Республики Казахстан, — «KZ» (негативный и позитивный), а также трёхмерную бегущую волну.
Стоит ли покупать дубликат номера и что за это будет?
Причём оба этих элемента должны переливаться. Цитируем: «При осуществлении поворотно-вращательного движения к обоим сторонам от вертикального угла обзора (30° ± 5) в горизонтальной или вертикальной плоскости происходит уменьшение интенсивности видимости элементов защиты «KZ» …При осуществлении поворотно-вращательного движения к обеим сторонам перпендикуляра, проведённого через центр номерного знака (в горизонтальной или вертикальной плоскости), происходит движение волн и уменьшение интенсивности их видимости».
На номерах же, купленных в России, значок «KZ» и «волна», как мы говорили ранее, были просто нарисованы, что автоматически переводило их в разряд не соответствующих стандарту. А значит, ездить на подобных номерах запрещено и деньги мы выкинули зря!
Стоит ли покупать дубликат номера и что за это будет?
Попадётесь полицейским по статье 590 КоАП РК (управление зарегистрированным транспортным средством с не соответствующими требованиям стандарта ГРНЗ), на первый раз вас оштрафуют на 5 МРП (12 625 тенге), а в случае повторного задержания за этот проступок — на 20 МРП (50 500 тенге).
Лишение прав на год, как за управление авто с поддельными номерами, вам, конечно, не грозит, так как подделка, с точки зрения юристов, «имитация, которая обычно сделана с намерением злонамеренно исказить содержание или происхождение оригинала». В вашем же случае цифры и буквы на дубликате те же, что и в техпаспорте. Но штраф тоже штука неприятная. А если учесть, что и номера вам обошлись в кругленькую сумму, по карману вся эта затея ударит неслабо.
Так имеет ли смысл обращаться за дубликатом?
На наш взгляд, всё-таки имеет. Например, если собираетесь заказать российские госзнаки. (Катаетесь, допустим, по Казахстану на авто с номерами РФ, у вас их украли, вы хотите ГРНЗ восстановить. Местные компании сделают для вас настоящие дубликаты номерных знаков с элементами защиты, предусмотренными законодательством наших северных соседей (требования прописаны в российском стандарте ГОСТ Р 50577-2018). Но лепить на казахстанские номера переливающиеся наклейки «KZ» россияне, даже работающие в своей стране официально, не имеют права. (Именно поэтому они и прислали нам ГРНЗ с пометкой «Сувенирные».)
Другой вариант — если вы до сих пор ездите на старых номерах образца 1993 года, не подходящих под стандарт, действующий сегодня. В случае утраты по какой-либо причине вас обяжут устанавливать на машину новые номера. Хотите остаться со старыми, можете заказать у россиян их изготовление. На подобных номерных знаках ещё не были предусмотрены системы защиты, их могут клепать со спокойной душой, ну а вы — ездить на дубликатах, не боясь проверок и штрафов.
А что же делать, если потерялись новые казахстанские номера, спросите вы. Не заниматься ерундой, а ехать в спецЦОН и писать заявление о выдаче дубликата. После недавнего внесения поправок в Правила государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства за два дубликата вам нужно будет заплатить пошлину 2.8 МРП (7 070 тенге), а за один, соответственно, 1.4 МРП (3 535 тенге). Из документов потребуется лишь удостоверение личности и техпаспорт. Всё! (В случае кражи — справка от полицейских, что номера таки похитили. Найдут — сдадите дубликаты в спецЦОН. Уплаченную пошлину вам при этом, правда, не вернут.)
Алексей Старков
Источник kolesa.kz