Смотрим, что поменялось в стране с 2009 по 2019 год.
В самом конце 2019 года было модно рассказывать о главных событиях уходящего десятилетия и спорить о том, закончится ли оно с наступлением 2020-го или же всё-таки 2021 года. Однако, если оставить эти дебаты позади, можно действительно взглянуть на прошедшие десять лет и поговорить о переменах на дорогах и в автомобильной жизни Казахстана с 2009 по 2019 год.
Когда речь заходит о 2009-м, то на ум приходит сразу несколько событий, которыми он запомнился. Тогдашний аким Алматы Ахметжан Есимов впервые заговорил об ограничении на въезд в центральную часть города для грузовиков и внедорожников, а также необходимости не пускать в южную столицу транспорт, не соответствующий стандарту Евро-2. Последний, к слову, также стал актуальным в Казахстане именно в 2009-м.
Помимо этого, год запомнился и окончанием эпопеи с бесполезными талонами к правам, страшным ДТП с участием китайского грузовика без тормозов в Алмарасане, в котором погибли 11 человек, и запуском первого в истории Казахстана автобана — трассы Астана — Боровое, реконструкция которого стартовала ещё в 2006 году
Можно отметить и попытку организовать сборку на заводе «Азия Авто» автомобилей Cadillac и Hummer, а также стоимость топлива. К концу 2009-го за литр АИ-92 на заправках просили не больше 82 тенге за литр.
Самым главным событием 2010 года для автомобилистов, конечно же, стало введение льготного режима растаможки, состоявшееся 2 июля. По этим правилам любой казахстанец мог ввезти в страну одну машину в возрасте от трёх до десяти лет для личного пользования по смешным ставкам.
- С объёмом двигателя не более 1 500 см3 — 0.35 евро за 1 см3.
- С объёмом двигателя 1 500–3 000 см3 — 0.4 евро за 1 см3.
- С объёмом двигателя более 3 000 см3 — 0.6 евро за 1 см3.
Цены на топливо в 2010-м поднялись до 90 тенге за литр АИ-92, а за дизель просили по 73 тенге.
Следующий год начался с изменений налогового законодательства. Они затронули владельцев машин с объёмом двигателя более 4 000 см3, а также тех, кто регистрировал пикапы и лимузины как грузовики и автобусы соответственно.
Из более позитивных событий — полиция признала незаконность требований о печати на доверенности. Правда, долго их щедрость не протянет. Уже через год к этой теме вернулись вновь.
Также стоит отметить и зарождение в стране системы онлайн-оплаты штрафов. Вместе с ней, к слову, в Алматы появились и камеры, способные фиксировать пересечение стоп-линии, правда, в 2011 году их только тестировали.
Если говорить об автопроизводстве, то 2011-й можно отметить как год запуска в Алматы завода по сборке грузовой техники Hyundai, работающего и сегодня.
Тем не менее наиболее значимым событием стало окончание льготного периода растаможки. Всего за один год в страну завезли более 100 тысяч автомобилей. В последние дни таможенники работали буквально круглосуточно.
С закрытием одного окна открылось другое. В 2011-м начался активный ввоз автомобилей из Кыргызстана в Казахстан по доверенностям.
Стоимость бензина в 2011-м преодолела отметку 100 тенге за литр АИ-92: уже в июле на заправках за него просили по 106 тенге. Дизелем заправляли по 90 тенге.
Одни из наиболее важных событий 2012-го — появление новых госномеров с цифровым кодом региона вместо буквы и казахстанским флагом, а также передача техосмотра из государственных рук в частные, где он остаётся и по сей день.
Помимо этого, год запомнился наиболее активной фазой облав на кыргызские автомобили, по итогам которых их отправляли на штрафстоянки, а также аттестацией полицейских и возвращением к вопросу регистрации доверенности. Судом было решено, что делать это всё-таки надо.
В Алматы же водители стали внимательнее относиться к стоп-линии, так как были запущены камеры, следящие за разметкой. Также стоит напомнить и о временном введении ограничения 60 км/ч на проспекте Аль-Фараби и ВОАД.
В 2012-м в стране стартовала сборка автомобилей Zaz Chance, а для развития автоспорта начали строить STK Sokol, который до сих пор не закончили.
За литр АИ-92 на АЗС просили по 110 тенге, а солярку отпускали по 94 тенге.
2013-й запомнился многими глобальными изменениями. Чиновники внедрили ИИН, запустили в Алматы громадный спецЦОН с автодромом для сдачи практического экзамена роботу, начали строительство бетонки между Алматы и Капшагаем, ввели платный проезд на астанинском автобане, реорганизовали дорожных и патрульных полицейских в универсальных, запретили ввоз техники стандарта ниже Евро-3, а затем и Евро-4, исключили номер двигателя из СРТС и даже возможность обмена водительских прав через интернет предусмотрели.
Тем не менее год ознаменовался не только победами чиновников, но и двумя резонансными ДТП. Первое произошло в июне на проспекте Сейфуллина в Алматы, когда там опрокинулся и вспыхнул бензовоз компании Helios. Позже выяснилось, что у машины отказали тормоза.
Вторая авария также произошла в Алматы, близ кинотеатра «Целинный», в декабре. BMW X6 влетел в толпу пешеходов, один из которых скончался, ещё девять пострадали. Этот случай, а точнее его последствия стали причиной для ужесточения законодательства в плане примирения.
Знаковым год должен был стать и для автопроизводства. В Усть-Каменогорске состоялся запуск строительства нового автозавода полного цикла, осуществляемого АО «Азия Авто Казахстан» совместно с АВТОВАЗом. Тогда говорили, что уже в 2016 году с конвейера начнут сходить первые автомобили. Также можно отметить старт сборки SsangYong Nomad и нескольких моделей Peugeot в Костанае. На «301-х» казахстанской сборки достаточно долго ездили полицейские.
Алматинцев в 2013-м обрадовали ещё и введением первой версии платной парковки на обочинах.
Цены на топливо в 2013 году снова выросли: АИ-92 поднялся до 115 тенге, а дизель — до 102.
Февраль 2014 года помнят многие. Именно 11 февраля национальная валюта рухнула почти на 20 %. Стоимость одного доллара выросла со 155 до 185 тенге. Это, естественно, отразилось и на ценах в автосалонах, а вместе с ними и на продажах.
Перед девальвацией сюрприз автомобилистам подкинули и в налогообложении. На машины с объёмом двигателя больше трёх литров, которые проходили первичную регистрацию после 1 января 2014 года, радикально увеличили ставки налога на транспорт.
В этом же году отпала необходимость в талонах техосмотра и вступил в силу свежий закон «О дорожном движении». Он многое поменял в привычной жизни автомобилистов, но главными деталями можно назвать внедрение официальной продажи госномеров, новые водительские права, отсрочку прохождения техосмотра для новых авто, обязательное использование детских кресел и разделение ограничения максимальной скорости на дорогах с разделителем и без него.
Автопром в 2014-м отметился началом производства первой «тойоты» в Казахстане. Речь идёт о внедорожнике Fortuner. Также появились первые упоминания о возможной сборке в стране легковых Hyundai в Костанае.
Бензин в 2014 году подорожал до 128 тенге за литр. Стоимость дизеля — 115 тенге, но в качестве новогоднего подарка перед началом 2015-го АИ-92 опустили до 115 тенге, а дизель — до 107.
Первые месяцы 2015 года прошли под знаменем повального импорта автомобилей из России (с 1 января не нужно было платить НДС), который начался ещё в 2014 году. В страну завезли более ста тысяч машин, что серьёзно подкосило официальный рынок, не меньше по нему ударили и очередные скачки валюты в августе и ноябре, привёдшие к очередному удорожанию техники.
Чтобы хоть как-то помочь официалам, государство придумало программу льготного автокредитования, а также увеличило стоимость первичной регистрации.
К придумкам чиновников можно отнести и отмену доверенностей, возможность уплаты штрафов со скидкой, начало выдачи новых водительских прав на пару с обновлёнными СРТС без графы «номер двигателя» и необходимость включать фары в дневное время суток не только на трассах, но и в городах.
В этом же году на дорогах Алматы и Астаны появились первые протяжённые автобусные полосы.
7 сентября 2015 года цены на бензин отпустили в свободное плавание, а точнее их перестали регулировать. В итоге средние ценники скакнули до 126.5 тенге.
Одним из главных событий 2016 года стало введение утильсбора для новых и свежепригнанных автомобилей. Важно отметить и дедолларизацию, которая коснулась и портала kolesa.kz — стоимость автомобилей с тех пор указывается в тенге.
Не стоит забывать о возвращении в Алматы платных парковок и введении ограничений на проезд до Шымбулака. С 2016 года туда разрешено въезжать только экологичным такси и автобусам, а также обладателям спецпропусков, включая владельцев электромобилей.
В 2016 году Казахстан вступил в ВТО и начал постепенное снижение таможенных пошлин, в том числе и на автомобили, но к серьёзному росту импорта это до сих пор не привело. Мешают ставки утильсбора и немаленькие сборы за первичную регистрацию.
В этом же году водителям разрешили сдавать экзамены на водительское удостоверение без посещения автошколы. Авторынок отметился уходом из страны Toyota Fortuner, который собирали в Костанае.
К концу 2016-го средние цены на крупных АЗС Казахстана составляли 134.6 тенге за литр АИ-92 и 130.6 тенге за дизельное топливо.
В 2017 году в Казахстане заработал первый завод по утилизации автохлама, а у владельцев старых машин появился выбор между денежной компенсацией за авто и сертификатом, дающим скидку на покупку нового.
Также в 2017-м на дорогах столицы запустилась система «Сергек», а полицейских лишили жезлов, но выдали планшеты для заполнения протоколов в электронном виде.
Алматинским же автомобилистам предстояло вплотную познакомиться с первой в стране линией BRT, а также начать ездить не по Фурманова, а по Назарбаева.
Из приятных бонусов стоит отметить отмену сверки номерных агрегатов для новых автомобилей, а менее приятные можно обозначить словом «ЭВАК». Именно с 1 января 2017 года в стране запретили первичную постановку на учёт авто без кнопки экстренного вызова.
Средние цены на топливо:
- АИ-92 — 163.2 тенге,
- дизель — 158.8 тенге.
В 2018 году снова были актуальны темы ввоза автомобилей из стран ближнего зарубежья, а точнее России и Армении.
Водители явно порадовались расширению списка статей, за которые полагается не штраф, а предупреждение, а также отмене сверки для перерегистрации автомобилей и запуску возможности постановки машины на учёт онлайн.
На дорогах в Караганде и Астане появилась невиданная доселе вафельная разметка, ну а в Алматы запустили движение по BRT на улице Тимирязева и начали активный демонтаж трамвайных рельс.
На дорогах южной столицы стали появляться камеры «Сергек». Шымкенту же в 2018 году присвоили статус города республиканского значения и новый регион на госномерах (цифра 17).
В феврале случилось одно из самых нелепых ДТП года. Парень пришёл в автосалон Rolls-Royce, сел за руль седана Ghost и протаранил витрину дилерского центра. Это выходка стоила 45 млн тенге.
В июле 2018 года полиция наконец-то обратила более пристальное внимание на проблему краж автозеркал. К сожалению, произошло это только после того, как преступники убили фигуриста Дениса Тена на пересечении улиц Курмангазы и Байсеитовой в Алматы.
Третий по счёту раз сменились сроки запуска завода полного цикла, где собирались клепать автомобили Lada. Его должны были открыть в 2019-м, но теперь компания целится в 2021-й.
Цены на бензин АИ-92 опустились до 155.8 тенге, а вот солярка скакнула до 192.8 тенге. При этом экологический класс ГСМ поднялся до К4 и К5.
Минувший 2019-й запомнился годом перемен: в марте столицу переименовали из Астаны в Нур-Султан, в стране сменился президент, а также алматинский аким. Вместо Байбека пришёл Сагинтаев.
Однако водителей, как и в 2018-м, больше заботила тема ввоза автомобилей из Армении и России. Помимо импорта актуальными были вопросы вероятности введения обязательной регистрации и, конечно же, штрафов. На последний ответ они получили достаточно быстро — как только МВД научилось получать информацию о владельцах иностранных машин из страховых баз. Отметим, с 1 января водителям разрешили не возить с собой бумажные полисы.
Стоит вспомнить и «Сергек». С 19 апреля система начала официально штрафовать автомобилистов в Алматы. С популяризацией в городах «сергеков» с дорог пропали радары «КРИС-П». С 15 июня комплексы разрешили ставить только на загородных трассах.
Кое-что поменялось и в работе спецЦОНов. Теперь за все операции там отвечают сотрудники госкорпорации, а полицейские лишь удалённо проверяют документы.
Цены на бензин в 2019-м пошли вниз. За АИ-92 к концу года просили 145 тенге, а за дизель — 193.
Сейчас на дворе 2020-й, и он уже успел стать запоминающимся. Чего только стоят радикальные поправки, благодаря которым водителей смогут лишать прав пожизненно, массовый запуск камер «Сергек» в Алматы, запрет на стоянку в крытых паркингах для авто с ГБО и, естественно, неожиданное для автомобилистов развитие ситуации с машинами на иностранных номерах. А на календаре лишь середина февраля. Иными словами, следующие десять лет точно могут быть интересными.
Автор Виктор Сухоруков
Источник kolesa.kz