Проблемы, которые обнажила первая волна, до сих пор не решены.
Осенью к коронавирусу добавятся многочисленные «сезонные заболевания». Эксперты полагают, что к этому не готова ни медицина, ни экономика. Принимаемые меры не системны, а точечны, да еще и не дают желаемого эффекта. И главное — мирового позитивного опыта тоже нет.
Пандемия стала некоей «лакмусовой бумажкой»
Политолог Максим Казначеев главной проблемой, которую показал коронавирус, назвал неэффективность работы госаппарата. В первую очередь это заключается в отсутствии скоординированности. И похоже, осенью мы еще раз наступим на те же грабли.
Нескоординированность мы могли наблюдать еще в дебатах первой волны — по поводу выплаты компенсаций. Разные органы про эти 42 500 тенге просто делали разные заявления, — сказал Казначеев.
Эксперт предположил, что помочь здесь могли бы некие кадровые решения. Но самих новых кадров не видно. Поэтому и каких-то прорывов ожидать не приходится.
Вторую проблему Казначеев усмотрел в состоянии отечественной системы здравоохранения. Она оказалась просто не готова к различного рода эпидемиологическим ситуациям. Сейчас на всех уровнях власти утверждают, что в этом направлении ведется активная работа. Однако Казначеев настроен скептически.
Остававшийся от советской системы запас прочности себя исчерпал, А нового ничего не создали
Коммерциализация здравоохранения показала себя в полный рост, — считает он.
Так что если осенью будет новый виток, противопоставить ему почти нечего.
Третий ключевой момент — общее состояние социальной и экономической сфер. Но тут пандемия только усугубила уже существующие неприятности. Например, падение цен на энергоносители, в результате чего экспортеры перестали получать прибыль. Казначеев считает, что к осени (а возможно, и к зиме) цены не восстановятся.
— Нужно принимать решения по социально-экономической стратегии в целом. Прошлая уже не работает и в среднесрочной перспективе вряд ли будет работать. Объем работ большой, но на все это накладывается парламентская кампания, которая осенью войдет в активную фазу, — сказал политолог.
Если все силы будут брошены на эту кампанию, что тогда останется другим сферам? Вопрос скорее риторический.
Мы оказались в «тотальной неопределенности»
В целом Казначеев полагает, что приходится готовиться к худшему,
потому что предпосылок для улучшения ситуации пока не видно ни в одной из сфер
И общество, и власть находятся в ситуации «тотальной неопределенности». Причем столкнулись с ней впервые, и ничего дельного пока никто предложить не может. Разве что разовые меры вроде контроля за ценами на лекарства или дополнительные койко-места. Но этого явно мало. Да и за ценами следить получается не очень хорошо.
Международного позитивного опыта противодействия пандемии коронавируса мы тоже пока не видим,— посетовал Казначеев.
Экономист Петр Своик разделяет его пессимизм и полагает, что дальше будет хуже как в экономике, так и в социальной сфере. Карантин, закрывающийся бизнес, сокращение рабочих мест — об этом уже говорилось неоднократно, но, судя по всему, скажут еще не раз. Все это бьет по доходам не только населения, но и бюджета.
— Осенью, безусловно, станет еще хуже. В частности, придется повышать тарифы не только на электроэнергию (которые уже и так выросли), но вообще все. Вся экономическая ситуация в стране будет сползать по наклонной плоскости, — сказал он.
В числе причин он тоже назвал падение нефтяных цен. Если в первом квартале 2020 года они ударили сравнительно терпимо, то в третьем все будет серьезней.
При этом в рамках существующей сырьевой модели механизмов для сдерживания у правительства нет .И вопрос даже не ставят, — утверждает Своик.
Сегодняшняя модель выстроена при росте не только цен, но и физического объема экспорта. А сейчас он достиг предела — и миру больше не нужно, и мы добывать больше не можем.
— Правительство ведет себя так, как будто все пройдет и вернется на круги своя. Что закончится не только пандемия, но и мировой кризис, и все станет так, как было года четыре назад. Не закрытые аптеки и дорогие маски, а непонимание факта, что уже не будет как прежде, и есть самое слабое место, — сказал Своик.
Максимум через 4 года вопрос встанет ребром
Эксперт предлагает взглянуть на проблему с другой стороны и в более долгосрочной перспективе.
— Мы все (и общество, и власть) полностью заняты проблемой «где достать лекарства и какие маски носить». Правительство увязло в текучке. Мы не понимаем, что уже сейчас мир не такой, каким был год назад, а через пару лет он будет принципиально иным. Нет никакой новой стратегии, одна текучка, — считает он.
Между тем, подчеркнул Своик, уже нужно думать, как жить в новой реальности, угадать, какой она вообще будет.
Наше государство формировалось в эпоху глобализации, а сейчас мир сегментируется
— Каким он будет дальше, понять очень легко. Например, можно послушать недавние слова Путина насчет территориальных подарков. Прав он или нет, это уже неважно. Главное, что это заявление политической позиции, которую Россия будет реализовывать, — привел Своик пример.
Даже в рамках ЕАЭС эксперт предсказал «переформатирование отношений».
— Сейчас транснациональные корпорации поставляют природные ресурсы из Казахстана в Европу и Китай. Поставки идут через РФ. Сохранится ли такой порядок в новом Союзе? Нет, разумеется.
Поставки стратегического сырья будут пытаться взять под контроль — и это только один аспект новых союзных отношений
Максимум через четыре года вопрос встанет ребром, и к этому нужно быть готовыми. Процесс нужно понять и предпринимать в это направлении некие практические шаги. Пора бы подумать о стратегии, а мы дальше масок и парацетамола посмотреть не можем, — констатировал Своик.
Автор Роман Иванов
Источник 365info.kz