При этом карантинные меры усугубили ситуацию, а программы желаемого эффекта пока не дают.
Слишком высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, беспредел частных судебных исполнителей и перекупщики квартир — это еще не полный список трудностей отечественной жилищной сферы. Группа сенаторов в депутатском запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина предложила способ решения некоторых. Но они потребуют дополнительных расходов, пишет 365info.
Программы приняли, но эффект от них не всегда виден
Депутаты подчеркнули, что особую актуальность вопросу жилья придал коронавирус и карантинные меры. Между тем налицо системные проблемы.
— По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, очередь на получение жилья в настоящее время насчитывает около 530 тысяч человек. И ежегодно увеличивается на 50 тысяч человек, — отметили депутаты
Госпрограммы вроде приняты и работают, но отдача далека от желаемой.
Например, входящий в программу «Нұрлы жер» пилотный проект «Шаңырақ» (5-10-20)
предусматривает ипотечное кредитование очередников на получение жилья в акиматах
Государство субсидирует процентные ставки по кредитам, взамен обязывая застройщиков предоставлять не менее половины жилья по фиксированным ценам.
Но сенаторы заявили, что для уязвимых категорий проект оказался недоступен. В частности для инвалидов 1 и 2 группы.
— Не могут получить доступ к льготному ипотечному кредиту ввиду отсутствия подтверждения их трудовых доходов. Эти граждане, как правило, не имеют возможности официально трудоустроиться и, соответственно, отчислять взносы в пенсионный фонд, — уточнили депутаты.
Инвалиды могут иметь неофициальные доходы, в том числе от самозанятости, которых достаточно для внесения вышеуказанного первоначального взноса. Но они тоже не учитываются по тем же причинам.
Появляются дополнительные непредвиденные расходы
Большинству сограждан с жильем должна была помогать программа «7-20-25». Однако работает она только на первичном рынке жилья. А найти здесь квартиру к моменту ввода в эксплуатацию затруднительно,
потому что на рынке первичного жилья царят перекупщики,выкупающие одновременно по несколько квартир для последующей перепродажи.
Гражданам приходится предварительно бронировать жилье и лишь после его ввода в эксплуатацию оформлять ипотеку. Но это дополнительные расходы.
— Согласно правилам компании BI Group, при бронировании и покупке жилья на условиях заключения предварительного договора
первоначальный взнос составляет 30% от общей стоимости жилья, вместо 20%, предусмотренных программой «7-20-25»
При этом до введения жилья в эксплуатацию покупателю также необходимо выплачивать ежемесячную рассрочку, которая, как правило, превышает размер ежемесячных выплат по ипотечному кредиту. В зависимости от обстоятельств, сроки введения жилья в эксплуатацию могут затягиваться более чем на полгода. В условиях нынешней пандемии коронавируса подобные переносы сроков завершения строительства встречаются повсеместно, — говорится в запросе.
На вторичном рынке жилье можно найти по программе «Баспана Хит». Она предоставляет возможность приобретения жилья на вторичном рынке. Но тут слишком высокая процентная ставка (10,75%) более меньшего срока предоставления займа (15 лет). Граждане с ежемесячным доходом ниже 170-180 тыс. тенге от программы отрезаны.
Арендного жилья катастрофически не хватает
В рамках программы «Нұрлы жер» действует система социального арендного жилья без права выкупа. Но, опять-таки, она не развита и имеет недостатки.
— В Казахстане такая форма пользования жильем предоставляется только социально уязвимым категориям граждан, чей доход на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума, с правом продления аренды каждые 5 лет. Такая форма предоставления жилья в Казахстане, по данным МИИР РК, составляет всего 1,7%. В международной же практике арендное жилье является широко распространенным и составляет 30% от общего жилищного фонда,— утверждают подписанты.
Они сослались на опыт Австрии, где половина новых строительных площадок должна быть отведена под субсидируемое арендное жилье, а на аренду назначается верхний предел.
Если нам принять подобную систему на вооружение, арендная плата снизится вообще на всем рынке. Частным домовладельцам придется «адаптировать цены, чтобы привлечь арендаторов и получить доход».
Не все гладко и с риэлторской деятельностью.
— В настоящее время в Казахстане отсутствует должное законодательное регулирование риэлторской деятельности. Как известно, оказание подобных услуг осуществляется на основании отдельных положений Гражданского, Земельного, Административного кодексов и фрагментарно отражается в других законодательных актах страны. Однако единого закона в данной сфере принято не было, — утверждают сенаторы.
В результате периодически появляются мошеннические конторы, из-за которых потом страдают и добропорядочные, потому что доверие к ним тоже теряется.
БВУ нужно контролировать
Также подписанты упомянули случаи выселения граждан из единственного жилья. Например, 1 сентября 2020 в Алматы частный судебный исполнитель пытался выселить многодетную семью. Кстати, пришел не один, а с «группой поддержки».
Как позднее выяснилось, суд удовлетворил ходатайство этой семьи об отсрочке выселения.
Частный судебный исполнитель решение суда проигнорировал
— Согласно Замечаниям общего порядка № 7 (1997) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам,выселения не должны приводить к появлению бездомных лиц и лиц, уязвимых с точки зрения нарушения других прав человека
В тех случаях, когда затрагиваемые лица не способны обеспечить себе средства к существованию, государство-участник должно принять все необходимые меры при максимальном использовании имеющихся ресурсов для предоставления в зависимости от обстоятельств надлежащего альтернативного жилья, — говорится в запросе.
В таких случаях они предложили предоставлять места в приютах для бездомных или социальное арендное жилье без права выкупа. В любом случае надо пересмотреть перечень оснований для запрета на принудительное выселение.
Особенно в связи с необходимостью социальной изоляции и ухудшением экономического положения граждан
— Также необходимо принятие превентивных мер, в частности усиление контроля банков второго уровня при предоставлении ипотечных займов гражданам, с проведением тщательного анализа рисков и возможностей граждан по выплате ипотечного займа, — резюмировали депутаты.
Автор Роман Иванов
Источник 365info.kz