Покупка подержанного авто сопровождается рисками для покупателя. Продавцы могут предложить уже долго эксплуатируемый автомобиль по цене более свежего. О том, как регулируется вопрос контроля за рынком подержанных машин.
Согласно статистическим данным, за первую половину 2020 года 65% от общего автопарка страны составляли транспортные средства, чей возраст превышает 10 лет.
То есть это 2 537 083 единицы авто, что является подавляющим большинством среди зарегистрированных в Казахстане автомобилей. Это указывает на то, что в стране преобладает рынок подержанных машин.
При этом покупка такого автомобиля является сделкой с определенным риском. Например, можно столкнуться со случаями так называемого "скручивания пробега".
Зачем скручивают пробег
Скручивая пробег в одометре автомобиля, продавцы снижают число километров, которые были преодолены транспортным средством. Это делается с одной целью – увеличить рыночную стоимость машины и получить больше прибыли.
Например, авто стоимостью в 3 млн тенге и пробегом в 800 тыс. километров может быть продано дороже, если автовладелец "скрутит" километраж. Конечно, при этом на стоимость авто влияют и другие параметры.
Однако в случае скрученного пробега часто страдает покупатель, так как авто может оказаться с сильно изношенными узлами.
А это может привести к большим денежным вложениям или даже к аварийным ситуациям. При этом покупатель мог бы за ту же сумму приобрести более "свежий" вариант.
В Казахстане данный вопрос не имеет механизмов строгого контроля. В то же время с подобными махинациями на рынке подержанных машин в некоторых странах ведут настоящую войну.
Штрафы за скручивание пробега в других странах
В Евросоюзе вопрос махинаций с показателями одометра строго регулируется законом.
Так, согласно информации Postimees, с 2018 года в странах Евросоюза за скрученный пробег продавцу может грозить штраф, конфискация и даже уголовное наказание, в зависимости от конкретной страны.
При этом запрещается скручивать километраж даже в случае продажи машины за границу.
В США скручивание пробега уголовно наказуемо. Согласно сообщению Федерального транспортного департамента, автовладельцы обязаны вносить данные о пробеге автомобиля и предоставлять их покупателю.
При этом пробег учитывается в течение первых 10 лет после первичной регистрации для авто до 2011 года выпуска. А если машина выпущена позже, то данные о пробеге будут заноситься в базу в течение 20 лет.
В будущем ситуация может измениться в положительную сторону для Казахстана с введением электронного паспорта для транспортных средств.
Электронный паспорт автомобилей в Казахстане
С 1 января 2021 года в Казахстане введены электронные паспорта для транспортных средств, сообщают в egov.kz.
Они обязательны для новых и ввозимых автомобилей. Владельцы подержанных авто могут оформить данный документ по собственному желанию.
Цифровизация данных транспортных средств дает возможность отслеживать его жизненный цикл не только в нашей стране, но и на территории Евразийского экономического союза.
Электронные паспорта будут содержать информацию:
- о техническом описании транспортного средства,
- о собственнике, регистрационных действиях,
- об ограничениях и обременениях, об уплатах утильсбора, о таможенных ограничениях и таможенной очистке,
- сведения о дорожно-транспортных происшествиях, о прохождении технического осмотра.
В сообщении указывается, что данная мера поможет сократить случаи мошенничества при продаже подержанных машин. Однако о контроле махинаций со скручиванием пробега в сообщении не указывается.
При этом подобные технологии в России уже пытаются использовать для контроля данных о пробеге подержанных машин. Поэтому в перспективе может быть затронут вопрос о запрете на скручивание пробега авто.
Автор Марк Захаров
Источник nur.kz