Значительное расхождение в экономических прогнозах Казахстана и России на ближайшие годы выглядит довольно неожиданным. Обе страны являются ключевыми партнерами по ЕАЭС, и поэтому их видение должно быть согласованным, пишет  365info.

Каким будет социально-экономическое развитие Башкирии в ближайшие три года?  — Business FM | 107.5 Уфа

В Казахстане прогноз социально-экономического развития до 2026 года представило министерство национальной экономики. По давней традиции его аналитики разработали три сценария – базовый, оптимистический и пессимистический.

Для МНЭ даже пессимизм оптимистичный

Базовый сценарий опирается на предположение о постепенном увеличении темпов роста мировой экономики в 2022–2026 гг. с сохранением ее устойчивости. По этому варианту деловая активность будет восстанавливаться. Поскольку планомерная вакцинация населения и поддержка мер борьбы с пандемией коронавируса нивелируют все негативные последствия. То есть экономика будет расти по мере стабилизации эпидемиологической ситуации.

В этом сценарии мировая цена на нефть установлена на уровне $60 за баррель. Казахстанская экономика будет расти ежегодно в среднем на 4,8%

Оптимистический сценарий подразумевает поступательное развитие мировой экономики с улучшением экономической и инвестиционной активности в развитых странах. А рост спроса на мировых товарных рынках даст дополнительный импульс экономикам развивающихся стран.

Динамичное восстановление мировой экономической активности от последствий пандемии коронавируса, снижение неопределенности на рынке энергоносителей, прогресс в разрешении торгово-санкционных противостояний. Все это положительно скажется на ценах сырьевых товаров.

В этом сценарии цена на нефть заложена на уровне в $70 за баррель в 2022-2026 годах. Среднегодовой рост ВВП — 5%

Пессимистический сценарий предусматривает замедление роста мировой экономики, обострение геополитической ситуации, эскалацию торгово-санкционного противостояния и критическое падение мировых цен на экспортные товары Казахстана.

Предполагается высокий уровень новых случаев заболевания коронавирусом, медленное производство вакцин и отсутствие массовой вакцинации, ухудшение финансовых условий, банкротство фирм в условиях глобальной рецессии.

Аналитики минэкономики уверены, что даже при таком апокалипсисе и нефти по $50 среднегодовой рост отечественной экономики составит 4,6%

При этом экспорт казахстанских товаров вырастет до $71,3 млрд. Импорт поднимется незначительно — с 39,7 до 41,3 млрд долларов США.

 

Россия от оптимизма далека

Аналитики Банка России в базовом сценарии закладывают цену на нефть Urals $65 за баррель, со снижением до $50 к 2024 году. Согласно прогнозам в текущем году ВВП России увеличится на 4-4,5%, после ускоренного роста. А с 2022 года стабилизируется в диапазоне 2-3%. И это значительно ниже прогнозных оценок Казахстана даже по пессимистичному сценарию.

В отличие от казахстанского официального прогноза, в Банке России не предлагают оптимистичный и пессимистичный варианты. Зато в дополнение к базовому варианту рассматривают три альтернативных.

Они основываются на среднесрочных факторах, в динамике которых в настоящее время отмечается наибольшая неопределенность. К ним отнесены

  • появление новых опасных штаммов коронавируса
  • более масштабное введение ограничительных мер
  • темпы восстановления мирового спроса, в том числе на товары российского экспорта
  • разная степень реакции крупнейших центральных банков на ускорение мировой инфляции и ее последствия для мировых финансовых рынков

Эти три сценария получили названия :

  • «Усиление пандемии»,
  • «Глобальная инфляция» 
  • «Финансовый кризис».

Усиление пандемии

Этот сценарий опирается на предположение о появлении новых штаммов коронавируса, устойчивых к вакцинам. А следовательно и возможное повторение ситуации прошлого года. То есть стремительное распространением инфекции, фактическое отсутствие вакцин и жесткие противоэпидемические ограничения.

В таком случае уже в первом квартале 2022 не исключено резкое падение цен на нефть до $45. Спад в российской экономике будет несколько меньше, чем в прошлом году. Так как и система здравоохранения, и экономика в целом накопили опыт работы в условиях пандемии.

Тем не менее в 2022 году темп прироста ВВП России будет близок к нулю, после чего ускорится до 3,5%-4,5%.

Глобальная инфляция

Второй сценарий подготовлен на случай благоприятного развития эпидемической ситуации и значительного снижения темпов распространения коронавируса. В него закладывается ухудшение экономической ситуации под влиянием продолжающегося устойчивого роста мировой инфляции. А это может побудить более раннюю нормализацию денежно-кредитной политики, проводимой центральными банками развитых стран, с подъемом их ключевых ставок раньше срока, ожидаемого в базовом сценарии.

По прогнозным оценкам,, для этого сценария мировая цена на нефть может достичь $75 за баррель в среднем к следующему году. Нормализация денежно-кредитной политики приведет к охлаждению темпов роста зарубежной экономики и сокращению внешнего спроса. После чего стоимость нефти начнет снижаться, оставаясь при этом выше уровней базового сценария на всем прогнозном горизонте.

Но и тогда темпы роста российской экономики составят в 2022 году лишь 2,4–3,4%, а потом могут снизиться до 1,8–2,8%.

Финансовый кризис

Этот сценарий своими пессимистичными прогнозами вызвал особый интерес даже у западных деловых СМИ.

Как полагают в Банке России, по мере восстановления мировой экономики накопленные дисбалансы на мировых рынках активов не самоустранятся, а продолжат расти. При этом участники финансовых рынков будут ожидать лишь умеренную нормализацию денежно-кредитной политики развитых стран. И каждый следующий шаг повышения ставок центральными банками будет вызывать все большее беспокойство инвесторов.

Среди дисбалансов, сформировавшихся в мировой экономике после глобального финансового кризиса 2008/09 годов, аналитики Банка России указывают в первую очередь на накопление долгов государствами и компаниями со слабыми показателями финансовой устойчивости.

Тяжкий груз внешних долгов

В прошлом году миру удалось избежать связанного с этими проблемами финансового кризиса. И во многом благодаря своевременно принятым мерам. Речь о предоставлении долларовой ликвидности со стороны ФРС США и помощи со стороны международных организаций.

Но в итоге долговая нагрузка мировой экономики существенно выросла. По данным Института международных финансов, объем глобального долга в прошлом году увеличился на $24 трлн. Его отношение к глобальному ВВП достигло 355%.

Поэтому быстрое и существенное ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США может повлечь в 2023 году:

  • массовые распродажи рисковых активов на финансовом рынке
  • обострение проблем должников, накопивших значительные долги в иностранной валюте.

В результате наиболее закредитованные страны столкнутся с проблемами по обслуживанию долгов. Поэтому в первом квартале 2023 года в мировой экономике вполне может начаться масштабный финансовый кризис. Причем с длительным периодом неопределенности и затяжным восстановлением.

В таком случае экономическая активность замедлится, а цена на нефть упадет до $40 в 2023 году.

Если так случится, то Россия ожидает спад свой экономики на 1,4–2,4%. После чего восстановление растянется на несколько кварталов. И только к 2024 году темпы роста выйдут на уровень в 3–4%.

Банку России в таких сложных условиях придется ужесточить свою денежно-кредитную политику. Это повлечет существенное падение темпов роста кредитования российской экономики.

Автор Тулеген Аскаров

Источник 365info.kz