Именно в развивающихся странах появляются новые и наиболее опасные штаммы коронавируса.
Прошёл год с тех пор, как международное сообщество поддержало механизм «Глобальный доступ к вакцинам от Covid-19» (COVAX), возглавивший общемировые усилия, которые направлены на прекращение острой фазы пандемии. Эта инициатива призвана гарантировать, чтобы все страны, а не только те, у кого есть достаточно денег или ресурсов, получали доступ к спасающим жизни вакцинам сразу после их появления. Учитывая, что министры здравоохранения стран «Большой двадцатки» собираются встретиться в Риме 5-6 сентября, у них есть возможность гарантировать выполнение COVAX своей миссии.
Год назад никто не знал, когда будет создана (и будет ли это вообще возможно) безопасная и эффективная вакцина от Covid-19, а уж тем более о том, что на сегодня таких вакцин будет 20. COVAX – партнёрство, учреждённое Коалицией за инновации в противоэпидемической готовности (CEPI), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ и организацией Gavi, the Vaccine Alliance, – осуществило первые международные поставки вакцин в феврале и с тех пор обеспечило более чем 235 млн дозами вакцин 139 стран, а в четвёртом квартале, как ожидается, поставит ещё миллиард доз. Лишь Китай, Индия и США предоставили миру больше доз. Подобный старт крупнейшего и сложнейшего процесса вакцинации в истории дал надежду миллионам людей и заложил солидный фундамент для нашей борьбы с будущими пандемиями.
Однако на сегодня можно и нужно было сделать намного больше. Совершенно неприемлем тот факт, что лишь 1,8% людей в странах с низкими доходами сделали первую прививку от Covid-19, в то время как в странах с доходами высокого и выше среднего уровня эта цифра составляет 82%. Столь шокирующее неравенство не просто экономически бессмысленно, но и деструктивно для жизни людей. Согласно последним оценкам, издержки замедленной вакцинации достигают $2,3 трлн.
Мир оказался удручающе плохо подготовлен к нынешней пандемии, и именно этим объясняются проблемы, с которыми столкнулся COVAX. К тому моменту, когда это партнёрство получило первое финансирование, богатые страны уже зарезервировали для себя первоочередные партии вакцин. Запреты на экспорт, влияющие на ключевых поставщиков, а также трудности, с которыми столкнулись многие производители при масштабировании производства до требуемого уровня, тоже уменьшали возможности COVAX получать дозы на первых этапах.
На фоне усиливающегося глобального вакцинного неравенства и появления новых, более заразных штаммов коронавируса, мы должны оставить все эти барьеры позади. Благодаря поддержке правительств почти всех стран «Большой двадцатки», а также различных фондов и частного бизнеса, COVAX на сегодня уже привлёк почти $10 млрд и более 600 млн пожертвованных доз. Всё готово к проведению самой всеобъемлющей вакцинации, которую когда-либо видел мир.
Судя по данным о заказах, которые COVAX разместил у производителей вакцин, а также о дополнительных пожертвованиях, каждый месяц должны становиться доступны сотни миллионов новых доз вакцин. Нам надо гарантировать, чтобы они попали в бедные страны, а их жителям были сделаны прививки. Во избежание дальнейших задержек и ради успеха этого проекта нам необходима поддержка лидеров «Большой двадцатки» на четырёх ключевых направлениях.
Во-первых, нам нужны дозы, и они нужны нам сейчас. Идея COVAX всегда заключалась в том, чтобы у этой структуры была возможность самостоятельно вести переговоры и закупать дозы. Поскольку на первых этапах наш доступ к вакцинам был нарушен, пожертвования доз стали играть ключевую роль, поддерживая нашу способность поставлять дозы тем, кто в них больше всего нуждается. Из 600 млн доз, обещанных COVAX на сегодня, 100 млн уже поставлены. Но нам нужно больше и как можно скорее, причём с большей длительностью и определённостью, с тем чтобы у стран-получателей появилось время для планирования вакцинации. Такого результата можно добиться, не ставя под угрозу национальные программы вакцинации в странах с высокими доходами.
Нам также нужно, чтобы лидеры «Большой двадцатки» поддержали наш призыв к повышению прозрачности. У COVAX имеются юридически обязывающие соглашения с производителями на поставку более четырёх миллиардов доз, однако при осуществлении этих поставок слишком часто возникают задержки. Без большей ясности в вопросах количества заказов, принятых этими фирмами, невозможно узнать, чем вызваны эти задержки – проблемами с производством или преференциями при выполнении двусторонних контрактов. Настаивая на том, чтобы производители демонстрировали прозрачность в вопросах графика заказов, можно будет гарантировать равное игровое поле, на котором никто (а особенно те, кто живёт в развивающихся странах) не будет вытолкнут в конец очереди за вакцинами из-за какого-нибудь двустороннего соглашения.
Правительствам следует не только добиваться выполнения производителями своих обязательств перед COVAX, но и сделать глобальный доступ к вакцинам наивысшим приоритетом. Страны, разместившие заказы на дозы, в которых они сейчас не нуждаются, должны разрешить COVAX занять их место в очереди, чтобы мы смогли получить дозы для нуждающихся стран уже сейчас.
Наконец, странам с низкими доходами нужна постоянная финансовая и техническая поддержки при проведении вакцинации от Covid-19. Укрепление национальных систем здравоохранения не только поможет этим странам использовать вакцины и смягчить вторичные последствия пандемии, но и поможет создать инфраструктуру, которая будет критически важна для глобальной медицинской безопасности в будущем.
Подтвердив свои обязательства перед COVAX, лидеры «Большой двадцатки» подтвердят верность многостороннему решению, опирающемуся на поразительные научные успехи, которые были достигнуты за последний год. Согласно последним прогнозам поставок COVAX (и с учётом доз, поставляемым по двусторонним соглашениям), равный доступ к вакцинам от Covid-19 поможет защитить до 60% взрослого населения в 91 стране с низкими доходами. Это стало бы огромным шагом вперёд на пути к поставленной ВОЗ цели – 70%, которая необходима для того, чтобы победить коронавирус повсюду. COVAX даёт наилучший шанс на достижение данной цели.
Если этого не сделать, результатом станут потерянные жизни, нарушение работы систем здравоохранения, появление ещё более смертельных и заразные штаммов, а также пандемия без видимого конца и края. «Большая двадцатка» не должна допустить такого развития события.
Автор Сет Беркли
Источник forbes.kz