Несмотря на наличие свободных объемов на рынке.
Казахстан в первом полугодии 2021 года сократил экспорт бензина и дизельного топлива, а с июля и вовсе прекратил поставки светлых нефтепродуктов на внешние рынки. Такое снижение связано не только с такими естественными факторами, как частичное восстановление внутреннего спроса, но и с искусственными – государство создает резерв объемов ГСМ. В долгосрочной перспективе проблем с экспортом ГСМ в РК не предвидится – экспортировать будет нечего.
Ни капли через границу
Экспортные поставки бензина и дизельного топлива (ДТ) в первом полугодии этого года снизились на 10,4%, с 288 до 258 тыс. тонн в аналогичный период 2020 года. Изменились и доли нефтепродуктов в структуре поставок за границу. Если в прошлом году в экспортных объемах преобладал бензин, то в этом году Казахстан, наоборот, отправлял за рубеж больше дизеля. За полгода республика отправила на внешние рынки около 90% от всего экспортного объема ДТ 2020 года.
Во втором полугодии Министерство энергетики РК перестало выделять свободные ГСМ на экспорт. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам (БНС АСПР РК), Казахстан приостановил экспорт бензина за рубеж уже в мае, последние поставки дизельного топлива наблюдались в июне.
Экспорта авиакеросина в 2021 году, как и в предыдущие годы, не было. Весь объем авиатоплива, который производят казахстанские НПЗ, потребляется на внутреннем рынке. Казахстан не отправлял за границу авиакеросин даже в «карантинный» 2020 год, когда пассажирские рейсы были ограничены, ведь все объемы поглотили грузовые авиаперевозки.
Экспорт топлива осуществляется в рамках ежемесячного плана поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, который утверждает Министерство энергетики. При наличии свободных объемов ведомство дает разрешение на вывоз ГСМ за рубеж.
Спрос восстановился частично
В сравнении с 2020 годом внутреннее потребление бензина в первом полугодии 2021-го выросло на 10,5%, до 2,1 млн тонн (за шесть месяцев 2019-го – 1,98 млн тонн), говорит официальная статистика. Однако, по данным участников рынка, на которые ссылается независимое ценовое агентство Argus Media, потребление бензина за первые шесть месяцев 2021-го не превышало или незначительно превысило отметку 1,9 млн тонн (в среднем 315 тыс. тонн в месяц).
По словам старшего редактора изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауфа Гусейнова, внутренний спрос на бензин так и не восстановился до уровня 2019 года, когда в РК не было карантинных ограничений из-за COVID-19.
Кроме этого, сжиженный газ частично заместил бензин в сегменте моторного топлива, так как он дешевле. По данным Ассоциации Kazenergy, в Мангистауской области (около 80% автопарка региона использует в качестве топлива газ) розничная цена на сжиженный газ на АГЗС составляет 60–65 тенге за литр. Южнее, например в Алматы, где нет собственных источников газа, табло на станциях показывает отметку в 98 тенге за литр. Для сравнения: стоимость одного литра АИ-92 на АЗС страны этой осенью превышает 170 тенге.
Потребление дизельного топлива в РК в январе – июне 2021-го, согласно официальной статистике, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, наоборот, сократилось на 16,3%, с 2,6 до 2,2 млн тонн (в первом полугодии 2019 года – 2,55 млн тонн). Данные участников рынка, которые приводит Argus, показывают, что потребление находилось на уровне 2,5 млн тонн (в среднем 420 тыс. тонн в месяц). Предполагается, что показатель увеличится во второй половине года, так как активное потребление ДТ ежегодно приходится на осенний период.
Казахстан в 2021 году не импортирует бензин, но продолжает завозить ДТ из России в малых объемах. За семь месяцев 2021 года страна импортировала 89 тыс. тонн дизеля (за весь 2020-й – 633 тыс. тонн). Ожидается, что импорт арктического дизельного топлива в 2021 году снизится, так как Атырауский НПЗ начал выпуск этого вида ДТ на своих мощностях.
Регулятор копит объемы
В 2020 году Казахстан увеличил экспорт бензина и ДТ, так как на внутреннем рынке сформировался избыток светлых нефтепродуктов. В нынешнем году (за первые шесть месяцев) экспорт бензина сократился, несмотря на наличие свободных объемов. И дело не в плохих прогнозах на вторую половину года. По прогнозу Минэнерго, казахстанские заводы в 2021 году нарастят выпуск светлых и темных нефтепродуктов на 7,8%, до 12,4 млн тонн.
«Сейчас казахстанские заводы очень активно наращивают производство бензина, в первую очередь 92-й марки. При этом спрос на внутреннем рынке вырос не так сильно. Объемы бензина на рынке вполне большие, но экспорт пока не подтверждают. Правительство не спешит с такими решениями, страхуя внутренний рынок», – добавил Гусейнов.
Что касается дизельного топлива, сейчас свободных объемов для экспорта нет. Как отмечалось выше, на внутреннем рынке наступил сезон пикового спроса. По оценке отраслевого эксперта Ерлана Жаукина, на сентябрь – октябрь ежегодно приходится около 19–20% годового потребления ДТ. В это время идет активная уборочная кампания у сельхозпроизводителей, увеличиваются перевозки плодоовощной продукции и завершаются дорожно-строительные работы.
Осенний период для дизельного топлива в этом году проходит с некоторыми ограничениями. Эксперты полагают, что этой осенью Казахстан вполне может столкнуться с дефицитом. По данным Жаукина, прогнозный объем потребления ДТ в сентябре составит около 490 тыс. тонн, а производство – 450 тыс. тонн. В приоритетном порядке объемами будут обеспечены сельхозтоваропроизводители и объекты железнодорожной инфраструктуры, а вот рынок автомобильных грузоперевозок может столкнуться с проблемами с доступом к дизелю, предполагает собеседник «Курсива».
Ситуация с дизтопливом осложняется запланированным на второе полугодие ремонтом на Павлодарском нефтехимическом заводе (ремонт уже переносили с лета на осень). Минэнерго и НК «КазМунайГаз» (собственник завода) рассматривают возможность переноса ремонта на следующий год. Эксперты в беседе с «Курсивом» отмечают, что на данный момент крупные потребители стараются закупить большие объемы ДТ впрок, чтобы застраховать себя от возможного дефицита или продать дизель подороже в период ажиотажа.
На повышенный спрос на дизельное топливо реагируют и розничные цены. По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, с 30 августа по 3 сентября максимальная цена на дизельное топливо на АЗС выросла в большинстве областей Казахстана, причем максимальное значение – в зерносеющей Костанайской области (207 тенге за литр).
Проблемы с сырьем
В 2021 году факторы, сложившиеся на внутреннем рынке, исключают рост экспорта относительно 2020 года. В ближайшие годы объемы зарубежных поставок могут быть на уровне 2019 года.
«Баланс 2018–2019 годов показывает, что даже при загрузке казахстанских заводов на 80–90% от проектной мощности и стабильном внутреннем потреблении возникает определенный ежемесячный объем бензина и ДТ, который Казахстан может экспортировать», – пояснил редактор Argus.
В долгосрочной перспективе в Казахстане существует риск недозагрузки заводов из-за падения нефтедобычи на месторождениях (особенно в Кызылординской области), на которые распространяются обязательства по поставкам сырья на НПЗ.
По информации Минэнерго, больше половины из 220 нефтегазовых месторождений в стране находятся в стадии снижения добычи и завершения разработки. Ведомство прогнозирует, что производство нефти в Казахстане (без учета Кашагана, Карачаганака и Тенгиза, которые освобождены от поставок нефти на внутренний рынок) сократится за пять лет на 5,3%, с 34,1 млн тонн в 2021 году до 32,3 млн тонн в 2025 году.
Для стабильного обеспечения сырьем павлодарского и шымкентского заводов «КазТрансОйл» («дочка» КМГ) в июне завершил первый этап проекта реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау.
«В Шымкенте уже в июле – августе появились новые поставщики нефти из Западного Казахстана. Новые поставщики, как ожидается, появятся теперь и в Павлодаре. Правительство продолжает программу загрузки заводов. Но получится ли привлечь объемы с крупных месторождений на западе Казахстана для загрузки заводов?» – задается вопросом Гусейнов.
Автор Куралай Абылгазина
Источник kursiv.kz