В Минторге США собрали мнения за и против рыночного статуса экономики РФ.
Минторг США завершил процедуру сбора комментариев в рамках рассмотрения запроса об изменении статуса российской экономики с рыночной на нерыночную, который был подан американскими производителями удобрений. В направленном в адрес ведомства письме российское Минэкономики выступило резко против такого изменения статуса, заявив, что подобная практика нарушает нормы ВТО. Заявители же ссылаются на те же критерии, по которым нерыночный статус остается у Китая,— это рост влияния государства на экономику, высокая доля госсектора в ней и протекционизм в отношении собственных производителей.
Минторг США завершил сбор комментариев участников рынка о соответствии российской экономики статусу рыночной. Причиной этого стало обращение американских производителей удобрений (CF Industries Nitrogen, Terra Nitrogen, Terra International), которые предоставили ведомству «достаточные доказательства» для того, чтобы начать оценку целесообразности сохранения статуса российской экономики как рыночной в целях антидемпингового регулирования (отсутствие такого статуса позволяет применять антидемпинговые пошлины, отталкиваясь от сравнительного анализа цен на продукцию в других странах).
Последний раз подобная оценка проводилась Минторгом в 2002 году, когда экономика России и получила рыночный статус. Поясним, что ко всем странам применяется единый перечень достаточно широких критериев.
Он включает гибкость валютного курса, степень, в которой ставки заработной платы определяются путем свободных переговоров между работниками и менеджментом, свободу доступа иностранных инвесторов, контроль государства над средствами производства и собственностью, контроль за распределением ресурсов и ценообразованием, а также «другие соответствующие факторы, которые уполномоченный орган сочтет необходимыми».
Обоснование о необходимости отмены рыночного статуса американским производителям удобрений готовила юридическая компания WilmerHale (именно она на прошлой неделе представила отчет о нарушениях при расчете рейтинга Doing Business, см. “Ъ” за 17 сентября).
Аргументация юристов в отчете строится на увеличении доли государства в российской экономике и ужесточении контроля над распределением ресурсов и доступом иностранного капитала (что «обратило эффект от реформ, предпринятых до 2002 года»), а также на повышении уровня протекционизма в торговой политике после вступления России в ВТО в 2012 году.
Также авторы отчета ссылаются на присвоение в 2020 году статуса нерыночной экономики Белоруссии, указывая на сближение двух стран, и на аргументы, на которые ссылался Минторг США при сохранении нерыночного статуса Китая в 2017 году (повышение роли госкомпаний, контроль над финансовыми институтами, политика по поддержке отдельных отраслей). Те же характеристики свойственны и российской экономике, говорится в комментарии. Помимо производителей удобрений от США обращения были представлены сталелитейной компанией Nucor, коалицией деревообрабатывающих компаний и производителями урана.
С российской стороны комментарии предоставили Минэкономики, пять российских экспортеров (НЛМК, «Русал», «Северсталь», «Еврохим» и «Акрон»), а также профессор МГИМО Татьяна Исаченко и профессор ВШЭ Ирина Медведкова. В Минэкономики указали, что аргументы заявителей являются оценочными суждениями и не подтверждены фактическими данными. Также в ведомстве ссылаются на улучшение позиций РФ в рейтингах (в том числе Doing Business, выпуск которого был остановлен ВБ), на гибкость курса рубля и установления зарплат, а также на сокращение количества ФГУПов и компаний с госучастием. Ведомство цитирует Международный валютный фонд, оценивший, что доля государства в российской экономике составляет 30–35% и незначительно изменилась за десять лет. В случае утраты Россией рыночного статуса применение антидемпинговых пошлин по соответствующим методикам будет означать нарушение норм ВТО и приведет к ответным мерам, предупредили в ведомстве.
Отметим, что спор уже затрагивает интересы не только производителей карбамидо-аммиачной смеси, о которых шла речь в первичном заявлении.
Потребление таких удобрений в США оценивается всего в $2,1 млрд, из которых импорт не превышает $400 млн (помимо России поставки осуществляют Тринидад и Тобаго, Канада, Нидерланды и Египет). Повышение же пошлин после смены статуса может затронуть в первую очередь российских металлургов и поставщиков всех удобрений — на них в прошлом году пришлось по 11% российского экспорта в США (его суммарный объем составил $10,8 млрд). Минеральные ресурсы, на которые приходится половина поставок, как правило, не облагаются пошлинами, однако утрата рыночного статуса может осложнить любые торговые переговоры — в условиях фактической заморозки работы ВТО у российской стороны не будет возможности опровергнуть выводы Минторга США о недостаточном уровне открытости экономики.
Автор Татьяна Едовина
Источник kommersant.ru