Кризисы – не всегда плохо. Плохо тогда, когда на рынке отсутствует волатильность и инвестирование теряет свою суть.
Текущий энергетический кризис уже примечателен тем, что он не был вызван каким-то военным конфликтом, а появился тогда, когда рынки почувствовали себя хорошо. Экономики стран, которые активно восстанавливались в этом году, породили существенный спрос на газ, нефть и ее производные, когда как предложение оставалось ограниченным. За время пандемии производственные энергетические компании снизили свои выпускные мощности и не смогли их поднять так же быстро, как восстанавливался спрос на мировых рынках. В итоге мы получили обратную сторону быстрого экономического подъема – энергокризис, «холодные» настроения жителей Европы, политические столкновения взглядов и невероятно быстрый подъем цен на газ.
Ниже мы хотели бы разделить перспективы и открывающиеся возможности инвестирования по обозримому горизонту – от краткосрочных драйверов до долгосрочных глобальных тем.
Краткосрочные драйверы
Газ
Еще в 2018 году условия, созданные на сырьевом рынке при президентстве Дональда Трампа, были против мелких и средних производителей американского газа и сланцевой нефти. В 2020 году спрос на энергоносители резко упал и казалось, что сектор не является перспективным. Однако в 2021 году картина сменилась быстрыми взлетами акций и пристальным вниманием со стороны СМИ.
Европа сейчас определенно испытывает сложности из-за низкой загруженности хранилищ и надвигающейся холодной зимы. К тому же повышается зависимость от России, поскольку свои месторождения газа в северных водах уже близки к исчерпанию. Цены в этом году подскочили на 600%, вызвав рост затрат в связанных отраслях. Основным бенефициаром в регионе можно назвать «Газпром», чей газопровод «Северный поток – 2» оказался в эпицентре европейского энергокризиса. Несмотря на недавний откат цен фьючерсов газа в голландском хабе TTF, ситуация в ближайшие месяцы вряд ли кардинально изменится. Пока Европейский союз требует от Российской Федерации больших поставок, «Газпрому» необходимо подумать о своих хранилищах, прежде чем решать проблемы соседей. Мы считаем, что Россия может и, вероятнее всего, будет поставлять газ сверх оговоренных в долгосрочных контрактах объемов.
Однако если брать «Газпром» (GAZP) как выбор под газовое ралли, то важным моментом является требование президента России Владимира Путина привязки дополнительных поставок газа к спотовым ценам на газ. В данном случае «Газпром» получит больший положительный эффект от сложившейся ситуации на европейском рынке. В Goldman Sachs считают, что если нынешняя напряженность на газовом рынке сохранится и в следующем году, то в 2022 году прибыль европейского TotalEnergies (TTE) может вырасти на 18%, а Eni (ENI) – на 12%.
Среди американских экспортеров сжиженного природного газа (СПГ) можно отметить Cheniere Energy (LNG), который имеет хорошие позиции на напряженном рынке СПГ.
В случае если инвесторы заинтересованы в более спекулятивных инвестициях, рекомендуем отслеживать дивергенции и 50-дневную скользящую среднюю на разных торговых периодах фьючерсов на газ в TTF (тикер TTF1!). В качестве инструмента инвестирования можно выбрать First Trust Natural Gas ETF (FCG) либо United States Natural Gas Fund (UNG). Весьма волатильный ProShares Ultra Bloomberg Natural Gas (BOIL) – двукратный плечевой ETF - подошел бы тем, кто недавно перешел прямиком с бирж криптовалют.
Уголь
Интересным фактом в энергокризисе стало то, что обычно весьма дружелюбные к экологии европейцы были вынуждены «расчехлить» свои теплоэлектростанции, работающие на угле. Недостаток основных энергоносителей закономерно привел к росту и вторичных. Фьючерсы на китайский энергетический уголь (Thermal Coal), являющийся основным средством производства электроэнергии во многих странах мира, с середины августа взлетели в цене на 131%. На фоне роста цен на сырье основными акциями в секторе, за которыми стоит следить, являются Arch Resources (ARCH) и Peabody Energy (BTU) в США, Glencore (GLEN) в Европе, а также China Shenhua Energy (1088), China Coal Energy (1898), Coal India (COALINDIA) в Азии.
Тем не менее из-за токсичности и парникового эффекта, вызываемого использованием угля, мы считаем всплеск его популярности временным, поскольку страны сейчас не в состоянии полностью избавиться от своей зависимости на пути к возобновляемым источникам энергии. Схожая ситуация касается и газа, хотя он намного чище, чем уголь, в его составе присутствует метан, который весьма вреден как парниковый газ.
Нефть
Ситуация по рынку нефти является более нейтральной, хотя черное золото не лишилось своего звездного часа в энергетическом ралли. До этого момента звучали разные прогнозы, самым запоминающимся из них всегда оставался прогноз от Bank of America, который ожидал $100 за бочку Brent в 2022 году. К тому же есть весьма распространенное мнение про новый суперцикл нефти, который оставит цены высокими еще по крайней мере несколько лет. Среди крупных нефтегазовых компаний Европы, которые способны продолжить рост, находятся Royal Dutch Shell, TotalEnergies, Eni SpA и BP. Среди американских – Chevron (CVX), ExxonMobil (XOM), ConocoPhillips (COP), Halliburton (HAL), а также транснациональный Schlumberger (SLB).
Долгосрочные драйверы
Мы считаем, что текущий энергетический кризис может быть не единственным на долгом пути к нулевым углеродным выбросам. Как упоминалось выше, уголь и газ будут переходными источниками энергии и спрос на них будет еще присутствовать какое-то время. Более долгосрочные драйверы имеет атомная энергетика, репутация которой сильно пострадала после аварии на «Фукусиме» в 2011 году. Тем не менее в поисках независимости от более традиционных ископаемых видов топлива и влияния российского газа европейцы, вероятнее всего, проложат путь к новому возрождению мирного атома. Самым очевидным примером этого являются последние действия президента Франции Эммануэля Макрона, который собрался инвестировать круглую сумму в водородную энергетику и атомные реакторы. К тому же Франция предложила и Польше построить шесть ядерных реакторов.
В данном кейсе предпочтение в инвестировании мы отдадим казахстанскому «Казатомпрому» (KAP), который является ведущим производителем уранового топлива в мире, имея при этом самые низкие затраты на производство. Хорошие долгосрочные перспективы роста имеют сектора чистой энергетики. К представителям таких можно отнести торгуемый на KASE Global Clean Energy ETF (US_ICLN). Данный инструмент является собирательным среди компаний зеленой энергетики, однако можно рассмотреть отдельно солнечную энергетику у Invesco Solar ETF (TAN) или ветровую у First Trust Global Wind Energy ETF (FAN).
Урановые компании на графике Global X Uranium ETF в 2021 году
Риски
Основным риском энергокризиса является рост затрат в основных и сопутствующих секторах, что приводит к инфляции или к ее более коварному варианту – стагфляции, когда цены начинают рост уже без разгона самой экономики. Тем не менее контрстратегия, компенсирующая данный эффект, довольно простая – взять в портфель упомянутые в статье акции, которые будут расти вместе с ценами на сырье, а также промышленные компании, которые непосредственно обслуживают растущий спрос на ресурсы, сырье и промышленные товары.
Так, энергетический сектор S&P 500 вырос на 80% с ноября прошлого года – на фоне роста цен на нефть. Акции промышленных и инфраструктурных компаний в среднем прибавили 25–30%. Банки зарабатывают на разнице процентных ставок, и рост долгосрочной доходности также стимулирует рост этого сектора – с начала года банки выросли на 31%. В условиях роста инфляции значительная часть компаний в данных секторах имеют ценовую власть и могут переложить затраты на потребителя.
Автор Ансар Абуев
Источник forbes.kz