Своим мнением о том, сможет ли Казахстан вернуть незаконно вывезенные из страны средства и приобретённые там активы, с Orda.kz поделился известный казахстанский эксперт и финансовый консультант Расул Рысмамбетов, сообщает  orda.kz.

Экономист Рысмамбетов обозначил провисающие и процветающие позиции  экономики Казахстана » "СНГ СЕГОДНЯ" - последние новости стран СНГ читайте  на SNG.TODAY

Всего два месяца дал президент страны госорганам, включая силовые структуры, чтобы предложить способы возврата незаконного капитала, который незаконно был выведен из страны.

В предыдущем предложении нет тавтологии – вернуть можно лишь тот капитал, который был:

а) заработан незаконно;

б) выведен незаконно.

Можно попробовать вернуть законный капитал, который вывели по незаконным схемам. Но эти деньги можно поймать только в момент вывода, то есть с поличным.

Не впервые столица отдает приказ найти и вернуть деньги. Мухтар Кабулович (Аблязов – прим.ред.) даже через 13 лет вполне комфортно себя чувствует на те средства, которые он вывез из Казахстана до 2009 года. Правоохранительные структуры, Минюст, Генпрокуратура не смогли вернуть этот капитал.

Зато в государственных командах, которые высаживались в БТА банк, были и аресты, и лишения свободы. «Даже ангел сбивается с пути при виде золота» – гласит казахская поговорка, и наши казахстанские неангелы – яркое подтверждение этому.

Были и другие попытки играть в высшей лиге судебных исков на сотни миллионов долларов – в деле «Анатол Стати против Республики Казахстан». В свое время вялотекущим делом занималось Минэнерго, позже оно перекочевало в Минюст. Действие равно противодействию, то есть обострение действий плохо сказалось на деле. У нас заморозили Нацфонд на 20+ млрд долларов, и лишь увеличение расходов, новые команды юристов смогли как-то вытащить ситуацию. Кажется, Минюст победил, но окончательна ли эта победа? Тем более, в начале 2018 года Стати заявил, что Казахстан потратил около 300 млн долларов на судебные тяжбы. Конечно же, Стати очернил наш восхитительный Минюст, однако, чеков никто не увидел.

К чему такое длинное вступление? Если Казахстан решит охотиться за деньгами, заработанными в стране, то любой из списка, приведенного в парламенте Великобритании, богаче и влиятельнее Аблязова и Стати. Кроме того, обладает более обширными связями в казахстанских силовых структурах и в обычных госорганах.

Более того, если госорганы возьмут под козырёк, главное, чтобы они попутно не взяли в карман. Ошибки, допущенные при охоте на деньги Аблязова и «битве» против Стати, можно объяснить или слабой квалификацией, или саботажем и затягиванием.

Если сейчас допустить похожие ошибки, мы можем не только не вернуть деньги, но и лишиться Нацфонда во время встречных исков. Может, это крайний пессимизм, но если тянуться за деньгами теми же руками, что и за БТА и Стати, и теми же методами, то нас может ждать конфуз.

Добропорядочные выводы

Как ни странно, значительный объем вывода средств из Казахстана – это вполне добропорядочные компании, которые таким образом решали две задачи:

  • оптимизация налогов;
  • гарантия против рейдерского захвата в Казахстане.

Да-да, экономить на налогах вполне законно во всём мире. Плюс к этому казахстанские компании, столкнувшись с жёстким рейдерством в родной стране, предпочитали получать прибыль за пределами страны, чтобы не попасть в поле зрения внимательных и жадных хищников, у которых был доступ к базам данным госорганов.

Как выводили?

Несмотря на критику, большая часть средств выведены из Казахстана по законным основаниям: сырьевые контракты, договоры консалтинга, возврат долговых обязательств.

Лишь мизерная часть была вывезена физически. И не в Европу или США, а в родной для многих казахстанцев Дубай.

Нередко наших VIP-персон в иностранных аэропортах не сильно досматривали, потому что дорожка была протоптана.

По контрактным обязательствам, например, экспорт сырья, средства выводились в офшорные юрисдикции как BVI (Британские Виргинские острова), Нидерланды, Швейцарию, Каймановы острова, Гонконг, после чего выплачивались положенные налоги, и средства отправлялись в другую юрисдикцию. Суть такого количества движений была в том, что контракты были не всегда рыночными и нередко откровенно коррупционными, хотя, по западным стандартам, были представлены все документы.

Охота западных стран за нелегальными прибылями и война налоговых США, Германии, Великобритании против швейцарских банков несколько встревожили глобальных игроков. Однако наши быстро поняли пользу Дубая, Сингапура, Гонконга и Малайзии, где граждане США, Германии и других стран первого мира стеснялись прятать свои деньги.

Нелегальные жильцы

Есть незаконные деньги – обычно взятки или посредническое вознаграждение – которые оседают внутри страны и никуда не спешат. В тенге или долларах, на купюрах ведь не написано, что это взятка, они спокойно формируют «черный» рынок в стране.

Например, еще в 2018 году, Федеральный банк Чикаго сообщал, что 80% всех стодолларовых купюр обращаются за пределами США. Казахстан тут вряд ли рекордсмен, однако, в этом есть и наш скромный вклад.

Сын акима области вытащит на людях из кармана 10 тыс долларов, или дочь крупного чиновника приедет на работу на представительском авто — это вряд ли кого то удивит. Однако это и есть те самые «черные доллары» и коррупционные «ямы».

Где хвост ящерицы?

Самое главное в возврате средств: а) доказать, что эти деньги на иностранных счетах были заработаны в Казахстане незаконным путём; б) доказать, что деньги попали за границу незаконно; в) определить сроки исковых действий.

В каком-то смысле, нормальная система валютного контроля дырява для непорядочного человека. Пытаться закрывать все сделки, где есть выплаты, за пределы Казахстана – значит обрушить инвестиционный климат.

Казахстану повезло, что за незаконными состояниями сейчас идет охота по всему миру. Но заморозить деньги на счету – это меньше, чем полдела. Надо ещё и вернуть их в Казахстан. После январских событий некоторые государства с пониманием, а некоторые с подозрением, отнесутся к запросам казахстанских силовых структур о наличии средств на счетах и недвижимости ограниченного круга лиц. Отдавать вложенные в экономику деньги никто не будет. Разве что Казахстан может попросить отдать в управление активы, купленные на криминальные средства.

Поэтому «разминирование» иностранных активов и возврат средств должен осуществляться крайне осторожно, в обстановке полной секретности, чтобы владельцы не успели сменить номинального собственника или вывести деньги в другую юрисдикцию. Я удивлён, что президент поручил это во всеуслышание.

Теперь можно попросить иностранных юристов или пустить по следу своих силовиков – решение зависит от масштаба средств и сложности задачи. Любая ошибка может стоить стране как десятки миллионов долларов, так и международного имиджа.

Источник  orda.kz