Глава государства подписал поправки в ряд законов, которые изменят систему тарификации обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС). Такое заявления сделала заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мария Хаджиева во время онлайн-брифинга , сообщает prodengi.kz.
Последний раз тарифы ОГПО ВТС менялись в 2007 году. Сейчас на стоимость полиса влияют: регион, в котором зарегистрирован автомобиль; срок эксплуатации транспортного средства; стаж, возраст водителя; история аварийности. Поправки предполагают введение коэффициента убыточности как главной точки определения тарифов.
Коэффициент убыточности представляет собой отношение суммы понесенных убытков и расходов по регулированию убытков к сумме заработанных премий. Другими словами, представляет собой сумму убытков, разделенную на сумму оплаченной страховой премии.
«Мы должны предварительно накопить статистику страховых выплат. Это статистика собирается в течение последних лет, и до 2024 года у нас будут полноценные пять лет сбора статистики. Эта статистика позволит нам устанавливать тарифы в зависимости от убыточности страховых компаний. Причем будет введена гибкая тарификация. Это означает, что тарифы будут меняться ежегодно с учетом фактической убыточности страховщиков по регионам Казахстана», - объяснила заместитель председателя АРРФР Мария Хаджиева.
Изменение тарифов – это не всегда их рост. Если брать убыточность страхового сектора Казахстана по ОГПО ВТС по регионам, то она существенно разнится. «По итогам 2017-2021 годов средний коэффициент убыточности по Северо-Казахстанской области составил 20%, а в столице и Алматы убыточность уже 61%. Как показывает мировая практика адекватный уровень убыточности складывается в размере 64%-68%. Такая убыточность позволяет страховой организации адекватно осуществлять выплаты и иметь адекватный уровень комиссий по страховой услуге», - уточнила представитель регулятора, и добавила, что новые тарифы будут введены в 2024 году.
Владельцы автомобилей знают, что на стоимость полиса будет влиять и система бонус-малус.
Бонус-малус – это система скидок, которая позволяет рассчитывать стоимость полиса ОГПО ВТС с учетом страховой истории владельца авто, когда при отсутствии страховых случаев предоставляется скидка, а при их наличии стоимость полиса повышается.
«Пока эта система не имеет большого влияния на стоимость ОГПО ВТС. Но после 2024 года, если страховщики будут фиксировать частые ДТП и большие выплаты, то это будет иметь для водителей определённые последствия и приведет увеличению стоимости ОГПО ВТС. Это превентивная мера, которая позволит дисциплинировать водителей, и сделать наши дороги более безопасными. Усиление влияния системы бонус-малус предоставит нам возможность делать тарифы более гибкими», - заключил Ерлан Бурабаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.
Источник prodengi.kz