Частные лизинговые компании испытывают дефицит фондирования, практически, не имеют возможности привлечения дополнительного финансирования, это существенно тормозит рост рынка лизинга в Казахстане ,  сообщает forbes.kz. 

О нас — АО "ForteLeasing"

Заместитель председателя правления – член правления АО «ForteLeasing (ФортеЛизинг)» Бауржан Сагиндыков делится своим мнением о проблемах и перспективах развития рынка лизинга в Казахстане.

В сентябре 2022 года указом президента РК был введен ряд новых условий работы на рынке лизинга в Казахстане, в частности, предоставлен режим налоговых льгот по договорам лизинга со сроком от одного года, а также предоставлена возможность равного доступа частных и квазигосударственных лизинговых организаций к программам государственной поддержки.

Г-н Сагиндыков, казахстанский рынок лизинга, по вашему мнению, испытывает серьезные трудности в развитии. Как вы оцениваете текущее состояние рынка?

- Рынок лизинга в Казахстане развивается динамично, хоть и испытывает некоторые трудности. Портфель лизинговых компаний сегодня составляет более 1 трлн тенге. Отличительной чертой отечественного рынка лизинга является большой вес государственных игроков: Фонд развития промышленности и «КазАгроФинанс», на долю которых приходится 95% всего портфеля. Эти компании являются операторами государственных программ, таких как «Льготный лизинг» и «Государственная программа индустриально-инновационного развития РК на 2020-2025 годы».

При этом частные лизинговые компании испытывают дефицит фондирования, затруднено или практически отсутствует возможность привлечения дополнительного финансирования. Для привлечения инвестиций лизинговые компании должны достичь определенного уровня финансовой и управленческой стабильности, должны иметь нетоксичные активы, операционные портфели, гарантирующие высокую ликвидность. Только при этих условиях частные лизинговые компании будут интересны инвесторам – финансовым институтам, таким как IFC, ЕБРР или «Даму». Но даже в этом случае размер фондирования всегда зависит от размера собственного капитала лизинговой компании, что будет сдерживать ее рост. На наш взгляд, это медленный путь развития.

В октябре 2022 года Fitch Ratings оценил ForteLeasing как «стабильный», рейтинг ВВ-. Рейтинговое агентство отметило лидирующую позицию ForteLeasing среди частных лизинговых компании страны. Качество активов компании остается стабильным несмотря на пандемию. Наблюдается ежегодная положительная динамика роста финансовых показателей.

Высокий рейтинг компании обусловлен поддержкой единственного акционера - ForteBank – одного из крупнейших частных банков Казахстана. В этом случае наша компания представляет интерес для инвесторов, мы можем качественно развивать собственный бизнес, работать на фондовом рынке и с ценными бумагами. Это в целом усилит положение самой компании на рынке и даст возможность лизингополучателям пользоваться широкой линейкой качественных предложений.

Как, по вашему мнению, можно изменить ситуацию на рынке лизинга для повышения его эффективности и в целом чем лизинг может помочь производственной отрасли?

- В феврале текущего года, мы письменно обращались к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву и премьер-министру Алихану Смаилову. В обращении отразили основную проблему – равный доступ к дешевому фондированию. В текущих реалиях казахстанской экономики дорогое фондирование становится фактором самоограничения. Если государство выделяет бюджетные средства только на две компании, то это говорит об отсутствии свободной конкуренции. А это в корне некорректно - частный рынок существует. Его необходимо поддержать механизмами, которые обеспечат равноправную конкуренцию, и равнодоступными финансовыми инструментами. Говоря о бюджетных средствах, мы имеем в виду сумму более чем 650 мрлд тенге, которые аккумулированы в Фонде развития промышленности в рамках ГПИИР. Логично, если все частные лизинговые компании получат равный доступ к этим средствам, тогда конкуренция будет основана уже не на стоимости услуг, а на сервисе, гибкости и инновационности.

Кроме того, жизненно важно развитие отечественного производства. В нашей стране автопроизводители – это «СарыаркаАвтоПром», «КАМАЗ-Инжиниринг», «СеМАЗ» и т.д. Мы приоритетно должны поддержать отечественного производителя, и наши финансовые средства должны идти на развитие казахстанского автопрома, а не развивать европейский или китайский автопром, откуда мы в основном импортируем технику различного назначения. Развитие и поддержка отечественных производителей также движет национальную экономику вперед, увеличивает ее ВВП на душу населения. Естественно, что на первых порах это будет трудным процессом, но со временем это достижимо.

Еще одна болевая точка лизингового рынка Казахстана – это его непрозрачность. На нашем рынке нет четких правил игры и единого регулятора, к примеру, отсутствуют требования к максимальной эффективной ставке вознаграждения. Поэтому появление на рынке регулятора в первую очередь должно отвечать интересам и защите прав потребителей лизинговых услуг, а это в основном малый и средний бизнес.

Также можно отметить и отсутствие статистики. Крайне трудно анализировать состояние рынка, принимать стратегические управленческие, финансовые решения по развитию компании, когда нет сведенных в единый реестр статистических данных самого рынка. Это препятствует корректному развитию лизинга в стране в целом, его проникновению с предложениями в другие сферы национальной экономики.

Самое интересное, на наш взгляд, – это рынок лизинга для физических лиц. Мы также отразили это предложение в письмах-обращениях к главе государства и главе правительства. Это очень перспективный рынок.

Сегодня на казахстанском рынке лизинга предлагаются продукты для предпринимательской деятельности, но отсутствуют предложения для физических лиц. Это не предусмотрено законом о лизинге. Мы говорим о рынке легковых автомобилей, он достаточно объемный. Для Казахстана было бы полезно внедрить лизинг для физических лиц, аналогичный европейскому или американскому. В лизинг частным лицам там продается более трети всех новых автомобилей. Причем там автолизинг уже обошел по популярности автокредиты. Ведь важна не собственность, важно владение.

Один из ключевых факторов, побуждающих людей задуматься о смене автомобиля, — это желание ездить на новой, красивой и более современной машине. Технический прогресс не стоит на месте, смена модельного ряда и появление новых функций, технологических возможностей происходит настолько быстро, что даже недавно купленные машины могут довольно быстро устаревать морально. Нам есть куда расти! Автокредитование постепенно будет уходить в прошлое, оно свое дело уже сделало, научив людей жить здесь и сейчас, не откладывая потребности на завтра. Теперь настало время для более современных и гибких финансовых инструментов.

Ранее вы сказали, что обращались к президенту РК с разъяснениями о ситуации на казахстанском рынке лизинга. Скажите, последовала ли реакция главы государства на ваше обращение, есть ли результаты?

- В сентябре 2022 года был издан указ президента РК №1021 от 26.09.2022 года, в котором затронуты вопросы развития рынка лизинга. Там освещены основные наши проблемы. Насколько нам известно, были даны соответствующие поручения о предоставлении налоговых льгот по договорам лизинга со сроком от одного года. Это существенная помощь в развитии лизинга в стране, такое нововведение снимает множество барьеров.

Также в указе сказано о равном доступе частных и квазигосударственных лизинговых компаний к программам государственной поддержки. Здесь, считаю, необходимо создать отраслевую площадку для лизинговых компаний, для участия в обсуждении и разработке программы. Будет справедливо и верно включить нас в эту работу, чтобы программа соответствовала потребностям рынка лизинга.

Таким образом, получается, что ваша методология заключается в том, чтобы участники рынка лизинга имели возможность прямого участия в разработке программы. Какой, по вашему мнению, эффект для экономики Казахстана и развития МСП окажет ваш подход?

- Скорее всего, это будет «обусловленная» программа, и мы, конечно же, хотим принять участие в ее разработке, мы практики рынка и видим его положительные и отрицательные стороны. Необходимо, чтобы получился документ с высокой степенью эффективности для всех нас и наших потребителей.

Когда лизинг является доступным за счет удешевления себестоимости техники или оборудования, предприниматель может пойти на снижение стоимости своих товаров и услуг. Кроме того, это будет стимулом для развития не только рынка лизинга в стране, но и других рынков и отраслей национальной экономики. Развитие МСП – основа крепкой социальной политики государства. Она позволит получить материальные блага, которые должны быть ощутимы на каждом жителе Казахстана.

Источник  forbes.kz