Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к народу Казахстана поручил создать два новых министерства, а также реорганизовать еще несколько ведомств. Не скажется ли это негативно на экономике страны и на каких конкретных вопросах должны сосредоточить свое внимание новоиспеченные министры? Мнением по этому поводу с порталом Massaget поделились политолог Максат Жакауов и экономист Айбар Олжаев , сообщает 365info.
До этого в Казахстане действовало всего 19 министерств. 1 сентября 2023 года указом главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» были созданы еще пять ведомств:
- Министерство водного хозяйства и ирригации;
- Министерство транспорта;
- Министерство туризма и спорта;
- Министерство культуры и информации;
- Министерство промышленности и строительства.
Отметим, что из госструктур реорганизации подлежали три министерства — это МИИР, Министерство культуры и спора, а также МИОР.
Для сравнения: в кабмине Швейцарии сидят всего 7 министров, в РФ — 17, в Японии — 14, в Узбекистане — 21, в Кыргызстане — 15.
По мнению политолога Максата Жакауова, разделение министерств, курирующих несколько направлений, в соответствии с текущими и перспективными требованиями, является правильным бюрократическим решением.
«Предложение президента было очень уместным. Это не новые структуры, они существовали в определенное время и показали эффективную работу. Во-первых, формируется политика специализации в конкретном направлении. Во-вторых, в определенной области начинают реализовываться мероприятия и программы», — говорит эксперт.
Он также разъяснил, для чего было создано Министерство водного хозяйства и ирригации.
«Дефицит воды достигнет 12-15 миллиардов кубометров в 2040 году. Это очень опасный показатель. Вода приравнивается к таким природным ресурсам, как нефть и металлы. Сейчас мы потребляем 45 процентов воды из зарубежных стран, все это может сбить нас с правильной внешней политики и взаимного согласия с соседними странами.
В настоящее время реки Талас и Шу в Жамбылской области имеют очень низкий уровень воды. Это проблема на региональном уровне. Завтра это окажет негативное влияние на местное сельское хозяйство, агломерацию, производства. Поэтому создание компетентного министерства станет значительным шагом вперед.
Кроме того, мы потребляем воду из трансграничных рек Узбекистана, Китая и России. В этом направлении необходимо сформировать механизм по договоренности. Иными словами, пришло время отказаться от тех механизмов, которые приводят к потерям в сельском хозяйстве и дефициту воды», — отмечает Жакауов.
По словам политолога, на создание новых министерств существенных затрат не потребуется.
«Теперь им предстоит создать Водный кодекс, который решит насущные проблемы. Потому что сейчас проблемы в управлении водными ресурсами препятствуют обновлению некоторых законодательств. Например, в Кыргызстане есть Водный кодекс, и все вопросы решаются на основе этого документа. Также нам потребуется строительство водохранилищ. Если использовать воду правильно с технической точки зрения, то проблем с аграриями у нас бы не было, как и в целом с экономикой».
Что касается Министерства транспорта, то его работа также не менее важна.
«Минтранс существовал и раньше. В последние два года обострилась геополитическая и экономическая ситуация. Президент превратил Казахстан в транспортно-логистический центр и подчеркнул необходимость спроектировать и подготовить тысячи километров дорог. Лет через пять наша страна выйдет на международный уровень в логистической сфере.
На казахстанских дорогах появятся фургоны и тяжелые грузовики, движущиеся с востока на запад. Например, если Бельгия является транзитным узлом в Европе, Казахстан должен стать таким узлом в Евразии.
Кроме того, причина создания Минтранса еще в том, чтобы увеличить перевозки грузов железнодорожным транспортом, создать морской логистический кластер через сухопутный порт. Президент также упомянул в своем выступлении, что кластер будет сформирован через Каспийское море и продолжится до Персидского залива. Экономический показатель государства, у которого есть морские порт, всегда высок. В итоге формируется туристическая дестинация».
Свое мнение также высказал и экономический эксперт Айбар Олжаев.
«Создание министерства не представляет особой сложности с точки зрения инфраструктуры. У нас есть свой Дом министерств. Что касается финансов, то в бюджетном кодексе есть статья «Финансирование инициатив президента» . В основном средства берутся из Нацфонда в качестве целевых», — разъяснил эксперт.
Автор Марина Захарова
Источник 365info.kz