В четыре раза чаще казахстанцы стали отдавать свои деньги мошенникам, торгующим в Интернете. Что это – осеннее обострение? Особенно непонятно, что происходит, когда зачастую, соблазнившись ценами ниже рыночных, люди оплачивают вперед стоимость товара и его доставку. В итоге не могут вернуть ни вещь, ни свои деньги, причем зачастую немалые, напрочь забыв или игнорируя известную поговорку, что «бесплатный сыр» или «сыр» по цене ниже рыночного бывает только в мышеловке , сообщает сaravan.kz.

Омбудсмен по защите прав потребителей появится в Казахстане

И, хотя департаменты по защите прав потребителей смогли вернуть обманутым казахстанцам свыше 400 миллионов тенге за предыдущие полгода, количество жалоб растет в геометрической прогрессии .

Между тем, по словам правозащитников, добиться возврата денег в такой ситуации крайне сложно. Потому как продавец зачастую зарегистрирован только в социальных сетях, а его фактического адреса не существует. Видимо, поэтому, в новых поправках в закон «О защите прав потребителей» онлайн-площадки наконец-то предлагают приравнять к «торговым объектам».

- За полгода в департаменты по защите прав потребителей обратились свыше 17 тысяч казахстанцев. Больше всего жалоб приходится на розничную торговлю. Это четверть от всех заявлений граждан. Почти треть обратившихся не получили свои покупки, заказанные на маркет-плейсах, в интернет-магазинах, через социальные сети и чаты совместных покупок. На электронных торговых площадках им не вернули и деньги. И, если в 2022 году за шесть месяцев поступило 937 обращений в сфере электронной торговли, то за тот же период 2023 года эта цифра выросла до 4 795 обращений, то есть рост – 411 процентов! – прокомментировали в Комитете по защите прав потребителей МТИ РК. И главная проблема в том, что, по словам экспертов, «именно электронные торговые площадки стали полем деятельности мошенников».

- На практике очень часто потребители заказывают товар по низким ценам, но по факту не могут ни получить товар, ни добиться возврата своих денег. Проблема еще и в том, что потребители не владеют информацией о фактическом месте нахождения продавца, не знают, к кому обращаться в случаях нарушения их прав, - подтвердили в КЗПП.

Так, пенсионер из Актюбинской области покупать массажную накидку совершенно не планировал. Но его пригласили на презентацию, где обещали бесплатно проверить зрение. А по факту продали ненужный товар, причем в кредит на сумму более 1,2 миллиона тенге. И при этом якобы даже сделали скидку на 30 процентов.

- В силу моего возраста я не собирался приобретать товар, но сотрудники на презентации всячески уговаривали меня купить в кредит. Через мой телефон работник Айдана оформила заем. Про условия я ничего не знал. Только после понял, что переплачиваю намного больше от цены товара, а финансовое положение не позволяет мне выплатить кредит. Зато в качестве подарка мне вручили ручной массажер, одеяло, подушку и озонатор. Зачем? Да и массажная накидка мне совсем не подходит из-за медицинский показаний, - поделился пенсионер.

В итоге ему пришлось обращаться в департамент по защите прав потребителей Актюбинской области. Специалисты помогли пенсионеру составить претензионное письмо продавцу, после чего средства удалось вернуть, и он смог погасить банковский заем.

К слову, на так называемые презентации казахстанцев заманивают уже не первый год. Но, если раньше популярным товаром были путевки на отдых, то сейчас в тренде массажные накидки, мода на которые пришла из России. Презентации проводятся в салонах или отелях, адреса которых постоянно меняются. Приглашают на такие мероприятия чаще пожилых, где им демонстрируют «чудо-эффект» от массажа. А накидки, да еще якобы с большой скидкой, продают по цене, завышенной в десятки раз. Многих при этом «разводят» на кредиты.

- В республике участились случаи мошенничества и с использованием популярных сайтов объявлений. Для обмана потребителей используются такие приемы, как ложные сообщения, получение предоплаты, объявления о беспрецедентных распродажах, получение банковских реквизитов покупателя с помощью фишинг-ссылок, - отмечают и полицейские.

- Однако казахстанцы по большей части не знают, как защитить свои права. Хотя на возврат у покупателя есть две недели. Более того, если продавец не обменял или не вернул товар, он обязан выплатить неустойку в размере одного процента от стоимости покупки за каждый просроченный день. В случае отказа от удовлетворения таких требований в добровольном порядке вопрос об уплате неустойки – штрафа или пени, может быть передан для рассмотрения в органы досудебного урегулирования потребительских споров при наличии согласия сторон, - пояснили в департаменте по защите прав предпринимателей. Добавив, что «в противном случае спор будет решать суд».

Но, по мнению экспертов, действующий закон по защите прав потребителей все равно не защищает права казахстанцев во многих сферах. Особенно в тех, что касаются финансовых, социальных, медицинских и туристских услуг. Исправить пробелы и недоработки должен помочь новый законопроект. В парламенте уже готовят пакет новелл. Разработчики предлагают ввести базовые принципы защиты прав потребителей. Одним из ключевых новшеств эксперты называют предложение приравнять интернет-ресурсы к торговым объектам. Это означает, что владельцы онлайн-площадок будут работать в соответствии с Административным кодексом Казахстана. И продавцы не будут иметь права включать в договор с потребителем такие условия, которые ущемляли бы его права. Например, сегодня продавцы часто оговаривают, что, «мол, при расторжении договора деньги возврату не подлежат».

Также новые поправки предполагают упрощение механизма рассмотрения жалоб. Если раньше потребителям приходилось преодолевать, причем в строгой последовательности, четырехступенчатый алгоритм, то теперь казахстанцы смогут напрямую обращаться в суд или госорган.

- Сейчас у предпринимателей нет мотивации – решать ли спор до суда. Поэтому в новой редакции законопроекта предусмотрен штраф в пользу потребителя, если его права были нарушены, и спор не решается на досудебном этапе. И размеры такого штрафа довольно ощутимо должны ударить по карману продавца товаров и услуг. А это от 10 до 50 процентов от суммы иска потребителя. Кстати, такая практика уже применяется, например, в России и Беларуси, - заключили эксперты.

Автор Ольга Шишанова

Источник caravan.kz