В Казахстане и на территории всего Таможенного союза запрещено летом ездить на зимней резине, а зимой — на летней. И своеволие в этом вопросе будет стоить автовладельцу денег, сообщает inbusiness.kz.
Зима/лето
Выбирая резину, стоит учитывать несколько нюансов. При выборе летних шин жителям городов и тем, кто ездит по трассам, рекомендуют резину с симметричным рисунком протектора. Такие шины хорошо держат машину на сухой трассе, при высоких скоростях и в городских условиях.
Диагональный или асимметричный протектор обеспечивает сцепление на мокрой дороге, а также при поворотах. Такая резина больше подойдет для жителей территорий, где выпадает много осадков. Разнонаправленный рисунок хорош для езды в дождь.
В выборе зимней резины стоит учитывать и степень морозов и осадков, а также качество уборки дорог. Для северных регионов и учитывая работу местных подрядчиков, лучше выбирать резину с грубым глубоким рисунком. Здесь, говорят эксперты, нужен разнонаправленный рисунок протектора. Если вы опытный спокойный водитель, то можете выбрать резину без шипов. Подойдет и так называемая липучка. Нешипованная резина подойдет опытным водителям.
На шипованную резину в последние годы сыплется все больше критики. И асфальт она стирает, и расход топлива повышает, и шума добавляет при езде. Но в "дни жестянщика", когда на улице около нуля, а на дороге гололедица, именно шипы работают лучше "липучек". Для движения в городских стесненных условиях и на загруженных перекрестках это лучший вариант, признают эксперты и продавцы в специализированных магазинах.
Для южных регионов Казахстана подойдет так называемая еврозима или альпийская зима. Эта резина хороша при езде при температуре от +15 до -15 градусов по Цельсию. Неплохо ведет себя на мокром снегу и мокром асфальте.
Шире, выше
Размер шин выбирайте, ориентируясь на модель автомобиля. Заводские настройки никто не отменял. Но здесь у каждого водителя есть определенный размерный люфт. То есть можно выбрать шину чуть более широкую или узкую, с чуть более высоким или низким профилем.
От этих двух показателей зависит управляемость автомобиля.
Широкие шины хороши для быстрой езды по трассе, экстремального вождения. С такой резиной ваш тормозной путь будет более коротким, а разгон более быстрым. Однако вы также увеличите расход топлива, снизите управляемость, а значит, и безопасность езды на мокрой дороге.
Узкие шины подойдут для движения в городе, а также зимой. Такая резина требует меньше топлива, чем широкая. К тому же зимой в глубокой колее узкая шина ведет себя лучше. Их также рекомендуют для покупки владельцам автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см.
Износ
При покупке резины лучше выбирать свежие шины. Продавцы признают, что срок службы именно резины — около пяти лет. Дальше она уже деградирует. То есть даже если шины в порядке и износ невысок, их лучше заменить.
Чтобы не купить уже старую резину, обратите внимание на дату изготовления. Это обычно заключенные в овал четыре цифры. Первые две — это неделя изготовления, вторые — год. То есть если это "2022", значит, шину изготовили на 20-й неделе 2022 года.
Шипованную резину стоит менять, когда вы потеряете половину шипов. Если следить за остаточной глубиной протектора, то это 1,4 мм для летней и 4 мм для зимней резины. Впрочем, с линейкой бегать не обязательно. Изготовители обычно делают вставки в канавках либо контрольные цифры и символы. Износили шину до исчезновения контрольной канавки или вставки — покупайте новую.
Баланс
Каждый раз, меняя резину, стоит отбалансировать колеса, а также проверить развал/схождение. Это повысит качество управления автомобилем, а также снизит износ. Болтанка на высоких скоростях также может быть следствием разбаланса в колесах.
Эксперты также отмечают, что не меньше на износ влияет давление в шинах. Перекачанные или недокачанные колеса повышают расход топлива, снижают сцепление с дорогой, в целом снижают комфорт. Вопрос сцепления с дорогой особо важен в дождливую или снежную погоду. Потому шины с пониженным давлением помешают вам вовремя затормозить или повернуть.
Увеличить срок службы резины помогут диски. Отдельные для летней и для зимней резины. Из плюсов — меньший износ шин, более быстрый процесс "переобувания", такие колеса легче и быстрее балансировать. Из минусов — затраты на покупку и хранение второго комплекта дисков. Но это, безусловно, удобно, если у вас размеры зимней и летней резины отличаются или вы подумываете поэкспериментировать.
Закон
Требование смены летней и зимней резины в зависимости от месяца года прописано в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно этому документу, в июне, июле и августе нельзя ездить на зимней шипованной резине. А в декабре, январе и феврале — на летней. Безусловно, речь идет о пригодных к эксплуатации шинах без критического износа. Требование касается водителей легковых автомобилей, а также микроавтобусов, в том числе предназначенных для перевозки пассажиров.
Нарушение пунктов техрегламента по требованиям к автошинам грозит штрафом (статья 509 КоАП РК) в размере 5 МРП. Это 15 315 тенге в 2023 году или уже 18 460 тенге в 2024 году. При повторном нарушении в течение года размер штрафа вырастет сразу в четыре раза, до 20 МРП.
Техрегламент также оговаривает необходимость установки на одной оси (передние или задние колеса) одинаковых шин по рисунку, износу, размерности. Специалисты в этой области подчеркивают, что в идеале все четыре шины должны быть одинаковы. Так вы повысите безопасность вождения.
На зимнюю резину лучше переходить, когда среднесуточная температура падает ниже 5-10 градусов по Цельсию. На севере Казахстана это период подачи тепла. Хотя некоторые водители ждут, когда окончательно ляжет снег. В наших широтах это обычно середина-конец ноября.
На летнюю резину возвращаются обычно в конце марта — начале апреля, когда сходит снег. Температурные рекомендации те же — плюс 5-10 градусов и выше по Цельсию.
Автор Татьяна Шестакова
Источник inbusiness.kz