Количество автобрендов из Поднебесной может обогнать все остальные мировые марки вместе взятые. Рекордное заполнение рынка уже прошло в 2023-м , сообщает kolesa.kz.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан?

Фото: kolesa.kz

До пандемии коронавируса присутствие автопроизводителей из Китая в Казахстане по большей части ограничивалось коммерческой техникой. Из легковушек стабильно продавался только JAC, и то благодаря сборке в Костанае. В разное время пробивались на рынок и FAW, и Geely, и китаизированный MG, и BYD, но казахстанцами они приняты не были.

Однако уже в разгар эпидемии в 2020 году китайские марки начали демонстрировать активность на рынке, а в 2023-м повылезали как грибы после дождя. К началу 2024 года их общее количество достигло 13, не считая грузовых марок и автобусов.

Это не прощупывание рынка. Это полноценный вход по официальным каналам с открытием броских шоурумов, и не только в Алматы. Не меньше в стране катается машин марок, которые ввезли из Китая и по частным каналам, но об этом поговорим в другой статье. Здесь подытожим, какими брендами пополнился белый рынок РК в 2023 году и как успешно прошёл их дебют по результатам продаж.

Jetour

Из новичков 2023 года лучше всего себя в Казахстане чувствует бренд Jetour, принадлежащий концерну Chery. Марка официально пришла в РК в конце марта 2023 года с модельной линейкой из нескольких кроссоверов, включая X70, X90 и Dasheng. Все они выпускаются крупноузловым методом на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае.

Тут сразу отметим тренд с китайскими марками: от одного крупного производителя нынче повылуплялось сразу несколько марок, которыми, в свою очередь, в Казахстане заведуют разные дистрибьюторы. И даже больше — налаживают сборку на разных площадках. Машины материнской марки Chery продаются под контролем «Астана Моторс», а новый суббренд Jetour — в портфеле у «Аллюра». Премиальный Exeed — у Orbis Auto, который также готовит запуск производства этих автомобилей в 2026 году. Плюс есть ещё Omoda, ушедшая к «Астеру».

Продажи новоявленной марки «Джетур» в Казахстане стартовали в мае, когда дилеры сумели реализовать 27 экземпляров X70. Уже к августу автосалоны стали стабильно продавать более 600 машин в месяц, а в декабре умудрились передать клиентам чуть более 1000.

Итого за полгода Jetour почти догнал по ежемесячным результатам продаж соседа по костанайскому конвейеру — марку JAC.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан? 

Jetour X70

Суммарно Jetour в 2023 году продал 3930 автомобилей, что позволило бренду закрепиться в топ-10 авторынка на девятой позиции. Больше всего клиентам марки приглянулись паркетники X70 с 1.5-литровым турбомотором и ценой от 10.5 млн тенге.

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 Jetour X70 1169
2 Jetour X70 Plus 1119
3 Jetour X90 Plus 1029
4 Jetour Dashing 613

 

Omoda

Как и Jetour, Оmoda является ответвлением концерна Chery. Линейка бренда в Казахстане сейчас состоит из двух моделей: кроссовера C5, оцениваемого дилерами от 11.9 млн до 15.2 млн тенге, и седана S5, на который установлена цена от 10 млн до 12 млн тенге без учёта различных скидок и специальных предложений.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан?

Omoda C5

Официальные продажи Omoda в РК стартовали в августе 2023 года. За первый месяц автосалоны реализовали 160 паркетников C5. Лучшим для марки стал ноябрь с 451 машиной на счету (222 кроссовера и 229 седанов), тогда как суммарно бренд закрыл 2023-й с 1385 автомобилями.

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 Omoda C5 820
2 Omoda S5 565

 

«Омоду», к слову, стоило бы отметить оригинальным выходом на рынок. Презентацию оформили в футуристичном стиле, в таких же одёжах было предложено прийти и гостям вечера. Вечер сопровождался показом мод и присутствием роботизированной собаки по аналогу той, что из Boston Dynamics.

Tank

Планы по выводу нового внедорожного бренда концерна Great Wall Motors на казахстанский рынок были озвучены ещё в 2022 году, однако «танки» зашли в Казахстан только в мае 2023-го, открыв предзаказ на внедорожник 300 с рамной конструкцией, 2-литровым турбомотором и полным набором блокировок. За несколько недель марка передала клиентам 25 автомобилей, а к концу года официальных «трёхсоток» на дорогах и в горах РК уже более 600.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан?

Tank 300

В июле модельная линейка пополнилась внедорожниками покрупнее с индексом 500, которых за оставшиеся месяцы распродали 411 единиц. К слову, в декабре 2023-го автосалоны впервые реализовали больше «500-х», чем «300-х». Наверняка этому способствовали выгодные условия рассрочки. Суммарно в минувшем году Tank может похвастаться 1015 машинами. Неплохая заявочка с тем учётом, что дилеры Toyota продали за все 12 месяцев прадиков и крузаков в количестве, не превышающем 3000 единиц.

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 Tank 300 604
2 Tank 500 411

 

GAC

GAC, или Guangzhou Automobile Group, заявился в Казахстан достаточно поздно относительно своих земляков. Продажи автомобилей марки были объявлены под конец августа, а автосалоны первые паркетники GS5 и GS8 покинули только в ноябре, и нельзя сказать, что спрос на машины впечатляет. Всего по итогам 2023 года GAC разошлись тиражом 128 экземпляров, причём клиентам больше понравился относительно доступный GS5, за который просят от 14.5 млн тенге без учёта скидок и бонусов.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан?

GAC GS5

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 GAC GS5 74
2 GAC GS8 54

 

Hongqi

Ещё одним брендом, который хочет побороться за кошельки казахстанских покупателей, стала Hongqi, принадлежащая концерну FAW. В отличие от многих других у этой марки есть история и уже сложившийся статус: с «красным знаменем» на капоте выпускаются правительственные лимузины для верхушки компартии.

В Казахстан Hongqi пришла в августе с достаточно широкой модельной линейкой, в которую входят два седана и два кроссовера, причём одним из топовых является электромобиль, который уже успели оценить казахстанцы благодаря серым поставкам ранее.

Самой бюджетной моделью бренда является седан H5, который оценивается в 19 млн тенге в простейшей версии. Тем не менее это вовсе не самая популярная машина Hongqi, несмотря на схожесть по классу и цене с Camry. С сентября по декабрь 2023 года автосалоны реализовали только 22 машины H5. Чуть более дорогой кроссовер HS5 купили 55 человек.

Шесть пишем, три в уме: сколько китайских марок прибыло в Казахстан?

Кроссовер Hongqi HS5 — единственная модель бренда, которая собирается в Казахстане

Отметим, дорогие электромобили E-HS9 тоже нашли своих клиентов, пусть и немного. Вседорожник стоимостью 60 млн тенге с силовой установкой на 551 силу и 120-киловаттной батареей, обеспечивающей запас хода до 510 километров, имеет на своём счету семь проданных машин. Люксовый гибридный седан H9 приобрели всего шесть человек.

Иными словами, навязать конкуренцию «мерседесам» китайцы в этом сегменте пока не смогли. До 600 машин, которые продала «Голубая звезда» в Казахстане в 2023 году, ещё далековато.

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 Hongqi HS5 55
2 Hongqi H5 22
3 Hongqi E-HS9 7
4 Hongqi H9 6

 

Zeekr

И раз уж речь зашла об электромобилях, то нельзя не вспомнить и Zeekr. Молодая китайская марка под зонтиком Geely буквально штурмом взяла сначала серый рынок страны, а затем вышла и на официальный. Предзаказы на электрокары 001 и X в РК начали принимать только в ноябре, но за пару месяцев дилерам удалось реализовать уже 35 машин, а точнее 28 «001-х» и 7 более доступных и компактных «иксов».

Важно упомянуть, что так называемые белые Zeekr стоят ощутимо дороже своих серых, при этом оснащение у последних заметно богаче. Но покупка машин, пригнанных по частным каналам, окружена целым рядом нюансов.

Позиция Модель Продажи за 2023 год (ед.)
1 Zeekr 001 28
2 Zeekr X 7

 

Несмотря ни на какие сложности, марка была прекрасно принята в Казахстане всего за год с небольшим. И именно у «зикра» сформировалась целая армия поклонников. Владельцы и просто любители объединились в клубы, устраивают тематические встречи, где делятся впечатлениями от машины и помогают советами в решении проблем.

остоверно пока не известно, какое количество электромобилей Zeekr было ввезено в Казахстан в 2023 году частниками, но хотя бы прикинуть численность несложно. Только в списках доступа на проезд на горнолыжный курорт «Шымбулак», то есть среди алматинцев и жителей области, числится более 1700 «зикров». Электромобилей от Tesla — уже меньше! Если собрать машины в Астане и регионах, то количество наверняка достигнет 2300–2500 экземпляров.

Учитывая текущую статистику, среди электрокаров, причём не только родом из Китая, лучше показателей в Казахстане пока нет.

Kaiyi, Jaecoo и BYD

Не все марки, объявившие о своих планах по выходу на рынок Казахстана в 2023 году, успели начать продажи. Для примера: о скором появлении в дилерских центрах кроссоверов Jaecoo было известно ещё минувшей весной, однако продавать машины представители бренда начали только в январе 2024-го. Ещё раньше в Казахстане сертифицировали модель от Kaiyi (кстати, тоже один «ребёнок» от Chery), но до старта продаж пока дело не дошло.

В схожей ситуации находится и BYD. О новой попытке выхода на рынок РК объявили в середине октября, но тогда казахстанские партнёры точно обозначили, что старт продаж запланирован на начало 2024 года. Причём зайти на наш рынок BYD намеревается с электромобилем Han, а затем добавить в линейку ещё несколько моделей.

Как обстоят дела у китайцев в целом

Автопроизводителям из КНР пока далеко до продаж устоявшихся в Казахстане брендов. Для примера: лучшим в 2023 году представителем китайского автопрома стал бренд Chery, записавший на свой счёт 12 229 автомобилей, что позволило ему заскочить на четвёртую строку итогового рейтинга. Однако настоящие лидеры в лице Hyundai и Chevrolet реализовали 46 725 и 45 807 авто соответственно. Конечно, это и традиционные, и доступные модели с ДВС под капотом, с накопленным опытом по эксплуатации и ликвидностью на вторичном рынке. Увы, один из минусов «китайцев» — быстрая потеря первоначальной стоимости, даже у таких трендовых марок, как Zeekr. А это важно для нашего автовладельца.

Но как не отметить, что в десятке наиболее популярных марок 2023 года уже шесть позиций заняли именно китайские? Такого не было. Никогда! В 2022 году их четыре — Chery, JAC, Exeed и Haval. В 2021-м — только одна марка — JAC. И, кажется, что представители марок, работающих многие годы в Казахстане, местами напряглись, ведь такими темпами «китайцы» в ближайшие пару лет могут заполонить и оставшиеся четыре позиции.

Топ-10 китайских марок на рынке новых автомобилей по итогам 2023 года

Позиция Марка Продажи за 2023 год (ед.)
1 Chery 12 229
2 Haval 7558
3 JAC 7514
4 Changan 6087
5 Jetour 3930
6 Exeed 3884
7 Geely 3643
8 Omoda 1385
9 Tank 1015
10 GWM 254

 

Автор Виктор Сухоруков

Фото: Максим Белеченко, Алмаз Толеке, Илья Давидович и Тимур Еникеев

Источник kolesa.kz