Когда она начнётся, правительства должны действовать очень быстро, сообщает forbes.kz.
Фото: © unsplash.com/Noah
Вопрос противопандемической готовности был включен в повестку дня Весенних совещаний Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые состоялись в Вашингтоне на прошлой неделе, то есть примерно через четыре года после объявления Всемирной организации здравоохранении о глобальной пандемии Covid-19. Миллионы людей погибли, миллиарды долларов были потрачены на борьбу с этой пандемией, однако некоторые ее важнейшие уроки остались неусвоенными.
Вот один из наиболее ярких примеров: страны с низкими и средними доходами (сокращенно СНСД) по-прежнему не могут инвестировать в медицинские контрмеры до того, как они были официально одобрены. США и Великобритания с большим успехом применяли эту стратегию «рискованных» инвестиций во время кризиса Covid-19. Странам СНСД нужны такие же возможности.
Когда начинается пандемия, правительства должны действовать очень быстро, активно вкладываясь в научные решения, которые могут в итоге не получить одобрения. Расширение производства вакцин в период, когда еще не были закончены их медицинские испытания (а не ожидание одобрения вакцин регуляторами), сыграло критическую роль во время пандемии Covid-19. В частности, США и Великобритания осуществляли значительные инвестиции в разработку и производство вакцин на ранних стадиях, обеспечивая себе дозы на рискованных условиях. Они взяли на себя значительную часть риска научных неудач, но оказались первыми в очереди, когда вакцины были признаны эффективными, что стало подлинным благом для их граждан. Эти же инвестиции помогли другим странам ускорить разработку и производство вакцин.
В тот период я работала в правительстве Великобритании, занимаясь анализом экономической эффективности рискованных инвестиций. Например, к декабрю 2020 года расходы на американскую противопандемическую операцию «Warp Speed» составляли $13 млрд, но, учитывая размеры ежедневного ущерба от пандемии, эта сумма окупалась, сократив продолжительность пандемии хотя бы на 12 часов. А увеличение инвестиций в производственные мощности позволило бы ускорить глобальную вакцинацию на целый год, сэкономив миру примерно $1,75 трлн.
Очевидно, что нам нужно лучше действовать, когда начнется следующая пандемия. И это возможно даже без скоординированных глобальных инвестиций, что является крайне трудной задачей. Как показал наш анализ, отдельным странам, в том числе странам СНСД, было выгодно вкладываться в расширение рискованного производства вакцин от Covid-19. Дозы вакцин появились бы быстрее, меньше людей потеряли бы жизнь, экономика смогла бы скорее восстановиться. (Впрочем, страны с высокими доходами могут и должны лидировать в расходах на научные исследования и разработки, которым идет на пользу координация).
Почти всю весну и лето 2020 года я провела в безуспешных попытках убедить страны СНСД последовать британскому примеру. Большинство этих стран не стали закупать вакцины на условиях повышенного риска. В одном из докладов Всемирного банка отмечается, что в 60–75% случаев задержки с поставками вакцин от Covid-19 в страны СНСД объяснялись тем, что они подписывали закупочные контракты позже, чем страны с высокими доходами. Нет сомнений, что трудно делать нечто новое во время кризиса, однако в ходе общения с разными заинтересованными сторонами выяснились две проблемы: политики боялись обвинений в коррупции в случае неудачи с вакцинами, а финансовые учреждения, подобные Всемирному банку, отказывались предоставлять кредиты на покупку вакцины, которой еще не существует.
Для преодоления этих проблем многосторонние банки развития (сокращенно МБР) должны создать механизмы финансирования, позволяющие странам СНСД осуществлять рискованные закупки во время пандемии, а также механизмы, которые помогут странам с высокими доходами снижать риски таких кредитов. В отличие от дарений вакцин и обещаний их поставок во время Covid-19 (эти объемы были слишком малы, и они передавались слишком поздно), такие меры реально обеспечат страны СНСД достаточными ресурсами для борьбы со следующей пандемией.
Когда странам СНСД нужно закупать вакцины, лекарства и средства диагностики в больших масштабах, соответствующих масштабам пандемии, многосторонние банки развития оказываются их единственным реальным источником финансирования. Однако существующие правила госзакупок не позволяют осуществлять закупки на рискованных условиях. Соответственно, эти правила должны быть пересмотрены, чтобы разрешить подобные закупки на фоне уникальных проблем, возникающих во время глобальных медицинских кризисов. МБР могут также координировать свои действия со всеми заинтересованными сторонами, разработав образцы закупочных контрактов, а также принципы возмещения ущерба и ответственности, что позволит упростить процессы и минимизировать задержки.
Страны с высокими доходами тоже могут помочь, предоставив гарантии по этим кредитам на случай неудач с потенциальными вакцинами. Это снизит финансовые риски для стран СНСД и уменьшит страхи политиков по поводу потенциальной ответственности. Бремя для балансов стран с высокими доходами окажется сравнительно небольшим, а в обмен они смогут организовать приток значительных инвестиций, которые принесут значительную пользу здоровью мирового населения и большую экономическую отдачу. Во время пандемии Covid-19 многие из нас в правительстве Великобритании понимали, что это один из самых эффективных способов использования наших ограниченных средств на помощь зарубежным странам: мы даже предлагали эту меру, однако безрезультатно.
Covid-19 научил нас, что разработка новых механизмов в разгар пандемии практически невозможна. Международные власти должны уже сейчас создавать необходимые механизмы, которые позволят странам СНСД покупать рискованную медицинскую продукцию во время очередной пандемии, сокращая ее длительность и повышая равенство в доступе к услугам здравоохранения. Как показывает наша работа в программе Чикагского университета Market Shaping Accelerator, задержки могут поставить под угрозу миллионы жизней и триллионы долларов.
Автор Рэйчел Гленнерстер
Источник forbes.kz