Сфера образования претерпела огромное количество изменений: новая образовательная программа, СОРы и СОЧи, электронные дневники, обновленный формат ЕНТ и многое другое. Однако многие родители недовольны такой реформой, и у общества остается много вопросов. Дала ли данная образовательная реформа качественные изменения, повысила ли она уровень знаний детей или наоборот? Корреспондет редакции newtimes.kz Аурелия Акмуллаева выясняла, какие именно произошли изменения в системе образования за 10 лет и что о них думают учителя и родители.
Фото: ИА «NewTimes.kz»
Календарь изменений в образовательной программе:
2015 год:
- В стране начали вводить электронную систему Kundelik.
2016 год:
- Введена новая система образования для первых классов.
- Введена новая система оценивания, а также СОРы и СОЧи.
2016–2020 годы:
- Распространение новой образовательной программы на средние и старшие классы.
2021 год:
- Министр Асхат Аймагамбетов рассказал, что к 2025 году планируется поэтапный переход на 12-летнее обучение и массовое распространение дошкольного образования.
2024 год:
- Планируется оцифровка учебников и переход к электронным учебникам.
Что произошло со школьным образованием?
За последние 10 лет в кресле министра образования успели побывать четыре человека: Аслан Саринжипов, Ерлан Сагадиев, Асхат Аймагамбетов и Гани Бейсембаев. Однако наибольшее количество реформ и изменений ввел Ерлан Сагадиев, который руководил ведомством с 2016 по 2019 год. Именно при нем запустили систему электронных дневников Kundelik, а также начали переводить все школьное образование на новую систему с новыми учебниками и методами оценивания. За основу этой обновленной программы Сагадиев взял модель преподавания в НИШ («Назарбаев Интеллектуальные школы»).
Обновление школьной программы все еще активно продолжается. Вот основные направления работы согласно концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы:
- Формирование кадрового резерва руководителей.
- Обновление учебных программ для развития компетенций ХХI века.
- Поддержка сельских школ.
- Подготовка и повышение квалификации педагогов.
- Строительство новых школ и реновация действующих.
Однако, несмотря на грандиозные планы, многие родители недовольны образованием своих детей, а общественники все больше сомневаются в эффективности внедренной в 2016 году новой образовательной программы. Согласно исследованию US News & World Report, в рейтинге лучших стран по образованию в 2021 году Казахстан занял 71-е место из 78.
Что из себя представляет новая программа образования?
Новая программа отказалась от пятибалльной системы оценивания и перешла к критериальному оцениванию — СОРам (суммативное оценивание за раздел), СОЧам (суммативное оценивание за четверть) и ФО (формативное оценивание). Также в рамках новой системы оценивания происходит переход от традиционных форм проведения уроков к экспериментальным, а еще внедряются электронные дневники и учебники.
Бабушка ученицы одной из частных школ Алматы Надежда Туганова отмечает как плюсы, так и минусы обновленной программы.
«К новой системе образования отношусь по-разному. Могу выделить плюсом употребление новых информационных технологий, а минусы — качество новых учебников, программ. Бедные учителя, которые работают по этим учебникам, программам. Советская школа давала такие знания, которые позволяли выпускникам стать хорошими специалистами. Сейчас в школах используют непонятные программы, непонятные учебники, в результате чего ученики теряются. Я считаю, что нужно было сохранить советскую систему обучения. Скорее всего, реформаторы образования ориентировались на западные стандарты. К сожалению, сейчас у нас огромное количество безграмотных, показатели снижаются с каждым годом. Дети перестали готовиться к урокам, в советской школе такого не было», — отметила женщина.
Для улучшения текущего положения дел Надежда Туганова посоветовала профильному ведомству улучшать программы, по которым эти учебники созданы.
«Прежде всего нужно начинать с учебников — улучшать. Менять систему образования, а самое главное, экзамены. Что дает ЕНТ сегодня? На мой взгляд, ничего. Мне абсолютно непонятно, почему некоторые страны берут на вооружение советское образование, которое считалось лучшим, а мы все копируем с Запада?» — выразила мнение она.
Директор школы в Костанайской области Лиля Руденко со стажем работы более 30 лет также обозначила плюсы и минусы.
«Для меня, как для учителя, плюс новой системы был в разнообразии приемов образования, а минус в том, что система была продумана не до конца. Мы скопировали всю систему, начиная от 10-балльного оценивания, заканчивая тем, что у нас исчезла цена оценок и появилось так называемое формативное оценивание. Старая система образования была более фундаментальной и давались более прочные знания», — считает педагог.
Также директор образовательного учреждения отмечает изменения в процессе обучения самих педагогов.
«Появился ряд новых ограничений для учителя, появились новые категории — учителя-мастера, учителя-исследователя и так далее, но и тут есть большое «но»: была поставлена невыполнимая планка для учителя-мастера. Эта планка одинакова для всей страны, но никто не берет во внимание, что уровень городских и сельских школ отличается. Несмотря на появление интернета и электронных средств образования, ставить для учителей из мегаполисов и из деревень одинаковые рамки нелогично», — отметила педагог.
Заметили ли вы изменения в самих детях за последние 10 лет? Как можете охарактеризовать эти изменения?
— Дети тоже очень сильно изменились. Цена оценки исчезла, дети начали просто списывать СОРы и СОЧи. На сегодняшний день у детей просто исчезла мотивация к учебе. Да, есть очень продвинутые и любознательные дети, но в процентном соотношении их очень немного, всего 20-30 процентов. Сейчас детей ничем не удивишь, а из-за легкой доступности и возможности списать все из интернета мотивация находится на очень низком уровне. Количество знаний у ребят упало за последние 10 лет. Дети перестали читать, несмотря на то, что в школах для этого есть все условия. У детей очень мало интереса даже к базовым знаниям, это очень печально. Мы очень часто говорим о том, что поколение обновленного образования на самом деле плохо умеет слушать, читать, выражать свою точку зрения. То есть мы получаем поколение безграмотных детей, у которых пропадает ценность школы как таковой. У нас нет, наверное, элементарного уважения к учителю. Родители имеют массу претензий к школе.
Таким образом, несмотря на массу реформ, программ по улучшению качества образования и вложенные в эти изменения миллионы, снижение уровня школьного образования наблюдается невооруженным глазом как для родителей, так и для педагогов. Вопрос в том, перешли ли мы уже точку невозврата или можем еще повернуть ситуацию вспять? В любом случае пока нам, как обществу, не приходится рассчитывать на наличие качественного образования, родителям стоит брать большую ответственность за кругозор и развитие своих детей в свои руки, ведь каждый родитель хочет воспитать грамотного, образованного и эрудированного члена общества.
Автор Аурелия Акмуллаева
Источник newtimes.kz