С приходом новой администрации одна из крупнейших и наиболее экономически развитых стран мира — Соединенные Штаты Америки или просто США — изменила свою позицию по многим глобальным вопросам. Экология, к сожалению, является одним из них.Какое влияние выхода США из всемирного Парижского соглашения на зеленые технологии, а также на окружающую среду в целом,сообщает payspaceworld.com.
Фото: depositphotos.com
График вывода войск США
20 января 2025 года президент США Дональд Трамп подписал указ под названием «Putting America First In International Environmental Agreements», инициировавший выход США из Парижского соглашения. Это решение было оформлено 27 января 2025 года, когда посол США в ООН подал официальное уведомление о выходе, которое должно вступить в силу 27 января 2026 года.
Исполнительный указ — это вторая попытка США отказаться от экологических обязательств, предписанных международным соглашением. Во время своего предыдущего президентского срока в 2017 году Дональд Трамп заявил, что соглашение несправедливо по отношению к экономике США, и впервые объявил о выходе. Однако, согласно правилам соглашения, формальный процесс выхода может начаться только через три года после его вступления в силу для США, что произошло 4 ноября 2019 года.
Таким образом, первоначальный выход официально вступил в силу 4 ноября 2020 года. Позднее, при президенте Джо Байдене, США вновь присоединились к Парижскому соглашению 20 января 2021 года, в тот же день, когда он вступил в должность. Страна соблюдала экологические ограничения вплоть до 2025 года, когда новая президентская администрация снова изменила курс.
Что такое Парижское соглашение?
Почему все это важно? Парижское соглашение — это международный договор об изменении климата, который направлен на то, чтобы сначала ограничить глобальное потепление до уровня ниже 2°C (3,6°F) сверх доиндустриального уровня, а затем удержать его ниже 1,5°C (2,7°F). Эти цели важны, если мы хотим сделать Землю пригодной для жизни будущих поколений, сохранить биоразнообразие и поддерживать экологическую стабильность.
Соглашение специально поощряет финансовую и технологическую поддержку со стороны развитых стран развивающимся странам, стремясь не только сократить выбросы парниковых газов во всем мире, но и помочь странам адаптироваться к последствиям изменения климата. Парадокс в том, что развитые экономики производят большую часть выбросов, в то время как уязвимые развивающиеся страны страдают от последствий изменения климата и глобального потепления. Таким образом, договор пытается создать некий баланс в отношении воздействия CO2.
Соглашение подписали в общей сложности 196 сторон (195 стран + Европейский союз), что подтверждает его глобальное значение и делает его одним из наиболее широко поддерживаемых международных договоров. Лишь несколько небольших стран, Иран, Йемен и Ливия, официально не присоединились к соглашению. Даже Эритрея, которая отстала в принятии договора, ратифицировала соглашение в 2023 году. Теперь к клубу неподдерживающих присоединились и США.
Однако, большая разница между США и, скажем, Йеменом заключается в том, что США, в отличие от этих более мелких стран, являются одним из крупнейших источников выбросов CO2 в мире. В то время как Иран производит около 2% от общего мирового объема выбросов CO2, на США приходится около 14%. Кроме того, мы должны отметить, что американские выбросы CO2 значительно сократились с 2010 года. Уделение внимания экологическим проблемам стало одной из главных причин этого сокращения.
Сегодня забота об окружающей среде, очевидно, не является насущной проблемой для США. Одной из главных причин выхода из Парижского соглашения является то, что оно препятствует местной угольной промышленности и «подрывает» экономическое развитие США. Многие сенаторы-республиканцы вообще подвергают сомнению роль человека в глобальном потеплении, в то время как другие выступают против взносов в Зеленый климатический фонд, которые являются обязательными в соответствии с Парижским соглашением.
Что изменится после вывода войск США?
Выход США из международного климатического соглашения повлечет за собой множество изменений.
Цели по сокращению выбросов углерода
Для начала, выход из Парижского соглашения означает прекращение реализации целевых показателей по сокращению выбросов углерода. Честно говоря, в отличие от предыдущих климатических соглашений (например, Киотского протокола), Парижское соглашение вообще не устанавливает юридически обязательных целевых показателей по сокращению выбросов. Вместо этого оно опирается на добровольные национальные обязательства и глобальное давление со стороны коллег для достижения климатических целей. Однако полный отказ от соглашения также означает пренебрежение добровольными обязательствами, принятыми предыдущими национальными администрациями. Фактически, США больше не обязаны отчитываться о своих выбросах в ООН.
По сути, если другие страны по-прежнему стремятся снизить глобальные выбросы углерода (а они это делают), теперь им, возможно, придется столкнуться с более значительными сокращениями и скорректировать свои планы, поскольку один из крупнейших мировых производителей CO2 не будет участвовать в совместном сценарии.
С другой стороны, цели по сокращению выбросов углерода могут устанавливаться не только правительствами, но и отдельными предприятиями или организациями. Поэтому некоторые крупные американские компании все равно могут решить сократить выбросы углекислого газа (CO₂) и других парниковых газов (ПГ) и отчитаться перед своими заинтересованными сторонами об этих усилиях, поддерживая общественную экологическую повестку дня. В этом случае национальные уровни CO2 в США имеют шансы по крайней мере остаться прежними, не оказывая дополнительного давления на экономики других стран.
Финансовый разрыв в исследованиях и помощи в области изменения климата
Вторая часть Парижского соглашения — это финансовая и техническая поддержка климатических целей. В первые дни ратификации договора администрация Обамы отвечала за финансирование в размере 3 миллиардов долларов США в Зеленый климатический фонд (GCF), который поддерживает развивающиеся страны в переходе к экономике с низким уровнем выбросов углерода, помогает уязвимым сообществам адаптироваться к последствиям изменения климата и наращивает инвестиции в возобновляемые источники энергии, устойчивое сельское хозяйство и зеленую инфраструктуру.
Администрация Байдена обязалась предоставить фонду еще 4 млрд долларов. Однако, поскольку обещание включало многолетние обязательства, оно столкнулось с препятствиями из-за смены власти. Правительство нынешнего президента США Дональда Трампа официально аннулировало свои непогашенные обязательства перед GCF, сделанные при предыдущих администрациях. После этой новости Мафальда Дуарте, исполнительный директор GCF, призвала мировых лидеров сохранять приверженность предоставлению необходимого климатического финансирования развивающимся странам, напомнив, что весь мир взаимосвязан.
«Мы живем во взаимосвязанном мире: ни одна страна, даже самая богатая, не может позволить себе относиться к изменению климата исключительно как к внутреннему вопросу. Его самые серьезные последствия — включая конфликты и миграцию — будут ощущаться по всему миру, если не будут предприняты действия там, где это важнее всего: в развивающихся странах».
Что это значит для проектов в области зеленых технологий?
Естественно, отсутствие финансирования Зеленого климатического фонда негативно сказывается на исследованиях в области изменения климата, а также на инициативах по повышению устойчивости к изменению климата, особенно в странах с развивающейся экономикой.
Международные проекты
Вот некоторые примеры проектов, финансируемых GCF:
- Обмен долгов для высвобождения денег на адаптацию к изменению климата на Барбадосе, в Сальвадоре или на Багамах. С авансовыми кредитами в размере 70 миллионов долларов от Межамериканского банка развития и Зеленого климатического фонда Барбадос перераспределил 165 миллионов долларов на водную инфраструктуру, продовольственную безопасность и защиту окружающей среды для борьбы с изменением климата, включая 125 миллионов долларов на модернизацию очистных сооружений для улучшения доступности воды к 2050 году.
- Проект по адаптации побережья Тувалу (TCAP), финансируемый Зеленым климатическим фондом и Министерством иностранных дел и торговли Австралии, направлен на решение проблем, вызванных изменением климата и повышением уровня моря в небольшом тихоокеанском островном государстве Тувалу. Проект в основном сосредоточен на островах Фунафути, Нанумеа и Нанумага, снижая их подверженность прибрежной эрозии и обеспечивая буферы во время штормов. Кроме того, инициатива создала онлайн-платформу для мониторинга опасностей и рисков, позволяющую местным сообществам исследовать сценарии воздействия волн, отслеживать, как с течением времени смещаются береговые линии, и разрабатывать хорошо информированные стратегии адаптации к климату.
- Финансирование пакистанской венчурной компании Sarmayacar для поддержки стартапов, занимающихся проблемами изменения климата в таких секторах, как энергетика, электромобильность, очистка воды, переработка отходов, устойчивое сельское хозяйство, учет выбросов углерода и т. д. С запуском первого в своем роде специализированного климатического фонда для поддержки стартапов в сфере агротехнологий и климатических технологий Sarmayacar стремится помочь стране, которая понесла экономический ущерб в размере более 30 миллиардов долларов США во время масштабных наводнений 2022 года и остается восьмой по уязвимости к изменению климата страной в мире.
Местные инициативы США
Однако выход США из Парижского соглашения останавливает не только инвестиции GCF, но и существенно ограничивает финансовые возможности для местных стартапов или учреждений, занимающихся сокращением и улавливанием углерода. Одним из примеров может служить проект Cypress от Battelle и разработчиков чистых технологий Climeworks и Heirloom, который разрабатывает промышленные масштабные установки прямого улавливания воздуха (DAC) на юго-западе Луизианы для решения проблемы загрязнения углекислым газом в прошлом и дополнения к быстрому сокращению выбросов.
Вместе с другой инициативой — South Texas DAC Hub — ожидается, что Project Cypress создаст 4800 хорошо оплачиваемых рабочих мест для местных талантов в Техасе и Луизиане и сократит выбросы CO2 из атмосферы более чем на 2 миллиона метрических тонн в год. В настоящее время проект еще не достиг своего окончательного инвестиционного решения (FID), которое должно быть принято в 2026 году, когда выход США из международного климатического соглашения вступит в силу в полной мере.
В первые недели своего пребывания у власти президент Трамп также пообещал положить конец всем проектам по строительству ветряных электростанций на море. Кроме того, федеральная инициатива по чистой энергии, поддержанная сотнями миллиардов долларов финансирования от администрации Байдена, потеряла более четверти своей рабочей силы из-за сокращений федерального бюджета новым президентом.
Другим примером потенциально менее финансируемых учреждений с настоящего момента могут стать зеленые банки. В последнее время в США их число значительно выросло: с менее чем дюжины в 2019 году до почти 50 к 2024 году. Эти некоммерческие, финансируемые государством учреждения играют решающую роль в финансировании проектов устойчивого развития, которые коммерческие банки могут не рассматривать. Например, они сосредоточены на повышении энергоэффективности в зданиях для ускорения внедрения таких технологий, как местные солнечные установки и повышение энергоэффективности в жилых помещениях. Такие этические финансовые учреждения особенно приносят пользу малообеспеченным и недостаточно обслуживаемым сообществам, предоставляя местным организациям кредиты под низкие проценты и используя альтернативные критерии для оценки соответствия требованиям семей с низким доходом.
Когда дело доходит до частных проектов в области зеленых технологий, все зависит от наклонностей индивидуальных и институциональных инвесторов. Они могут либо следовать вектору развития местного правительства, либо следовать своим собственным миссиям. Многие частные компании в США ценят экологические проблемы и инвестируют в них. Например, согласно недавнему исследованию , сектор розничной торговли в США инвестировал в зеленые технологии больше, чем секторы энергетики, промышленности и производства.
Некоторые компании могут продолжать свой курс, даже если это не предусмотрено правилами. Давайте вспомним случай Goldman Sachs, JPMorgan Chase и других финансовых учреждений, которые решили сохранить или даже усилить свои программы DEI, несмотря на растущее давление со стороны активистов, выступающих против DEI, вызванное недавними политическими сдвигами.
В то же время, изменения в политике и меняющиеся подходы к регулированию могут повлиять на доверие инвесторов и привлекательность зеленых инвестиций. Если говорить об одних и тех же финансовых учреждениях, то, например, различные американские банки и управляющие активами, включая BlackRock, JPMorgan и Goldman Sachs, вышли из инициативы Net Zero Asset Managers и Net Zero Banking Alliance, хотя все они утверждают, что остаются приверженными своим климатическим целям.
Краткое содержание
Выход США из Парижского соглашения в 2025 году отменяет предыдущие климатические обязательства страны, останавливая достижение целей по сокращению выбросов углерода и прекращая взносы в глобальное климатическое финансирование. Это решение ослабляет международные усилия по борьбе с изменением климата, ограничивает финансирование проектов в области зеленых технологий и возобновляемых источников энергии как на глобальном, так и на национальном уровне и влияет на доверие инвесторов к инициативам в области устойчивого развития. Хотя некоторые частные компании могут продолжать экологически чистые инициативы, сокращение федерального бюджета и изменения в политике могут значительно замедлить рост чистой энергии и инвестиций, ориентированных на климат.
Автор Нина Бобро
Источник payspaceworld.com