После трех лет своего активного существования "Исламское государство" (террористическая организация, запрещенная в России) столкнулось с серьезным поражением, которое может означать, что его конец близок. 10 июля 2017 г. премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади после успешного девятимесячного военного наступления при "освобождении" северного города Мосул объявил о "полной победе" над ИГИЛ в Ираке. Три года назад 29 июня 2014 г. Абу Бакр Аль-Багдади, провозглашенный халифом непризнанного "Исламского государства", заявил о трансграничном халифате, простирающемся по обширным областям северо-западного Ирака и Восточной Сирии.
Сегодня иракская половина этой территории почти полностью ликвидирована (исключение - северо-западный иракский город Тел Афар, близкий к сирийской границе), сирийская половина, с центром в городе Ракка, стоит перед лицом неизбежного краха под мощным курдским наступлением, поддерживаемым США.
Это важный поворотный момент.
Летом 2014 г. блицкриг ИГИЛ разгромил силы обороны Ирака на северо-западе Ирака, захватив около 40% иракских территорий.
До этого бойцы ИГИЛ захватили сирийскую провинцию Ракка в январе 2014 г., воспользовавшись кровавой гражданской войной.
Но территориальные завоевания не могли продлиться долго.
После серии сокрушительных военных поражений в течение 2015 и в начале 2016 гг. от рук иракских и сирийских вооруженных сил ИГИЛ потеряло 65% своих иракских территорий и 45% захваченных земель в Сирии.
Когда Ракка перейдет - рано или поздно - к курдским силам, это может означать полное уничтожение халифата.
Что сломало ИГИЛ?
Аль-Багдади, судьба которого в настоящее время неизвестна, объявил свой халифат, чтобы реализовать ряд "невозможных" целей, в том числе восстановление исламского влияния под единым руководством, устранение влияния США и Запада на мусульманских землях и предъявление претензий на мировое лидерство, и призвал всех суннитских мусульман от Европы до Восточной Азии объединиться под новым флагом.
Это были те же цели, что и у хваленой провозглашенной в начале 1990-х гг. "Аль-Каиды", чьим лидером был Усама бен Ладен.
Также это были нереалистичные цели, учитывая выбор стратегии поведения и возможности ИГИЛ. В своей первой официальной речи 29 июня 2014 г. Аль-Багдади представил мир, разделенный на два противоположенных лагеря: ислам и лагерь неверных.
Он поместил мусульман-суннитов в мусульманский лагерь, а лагерь неверных был обителью шиитских мусульман, евреев, христиан и почти всех остальных. Появился новый халифат, который неизменно находился в столкновении с остальным миром.
Боевики ИГИЛ, как и их "коллеги"-ваххабиты в Персидском заливе, также объявляли шиитов немусульманами и рассматривали шейхов, королей и эмиров региона Персидского залива как американских ставленников, поднимая тревогу в Иране и Саудовской Аравии.
Призрак угрозы, с которой они столкнулись, вскоре заставил Иран, Саудовскую Аравию и США сплотиться, для того чтобы оказать военное сопротивление и сдержать ИГИЛ, несмотря на различия в их взглядах.
Отсутствие последователей
Зверства, совершенные бойцами ИГИЛ против общины езидов в Сирии, которые практикуют неисламскую веру, заставили ООН обвинить ИГИЛ в совершении геноцида.
Это бессмысленное насилие против немусульман действовало отталкивающе на большинство мусульман-суннитов, поэтому ИГИЛ так и не смогло приобрести большую популярность.
Езидские женщины, воющие против ИГИЛ
Менее 8% мусульман-суннитов в 20 мусульманских странах по всему Ближнему Востоку, Северной Африке и Юго-Восточной Азии поддерживали халифат ИГИЛ.
В начале декабря 2015 г. к отчаянию ИГИЛ тысячи мусульманских священнослужителей со всего мира объявили халифат террористической организацией и объявили его сторонников немусульманами.
Военные поражения ИГИЛ, потеря территорий и контроля над ресурсами стали серьезными ударами.
В 2014 г. халифат насчитывал 8 млн иракцев и сирийцев, проживающих на его территориях, активы на сумму около $2 млрд и годовой доход в размере $1,9 млрд.
Два года спустя после территориальных потерь в Ираке и Сирии снизилось число людей и предприятий для налогообложения, доходы сократились более чем вдвое до $870 млн. Его контроль над нефтяными месторождениями - прибыльным источником денег - также упал с 2014 по 2016 гг.
Проблемы и наследие ИГИЛ
ИГИЛ может войти в историю, в любом случае оно оставит свой след.
Подобно тому как его возникновение создало двусмысленную проблему (как территориальную, так и идеологическую) на Ближнем Востоке и Западе, конец ИГИЛ также оставляет за собой наследие в виде сектантского насилия и убийств, межэтнической злобы и, казалось бы, неуправляемого соперничества региональных держав.
Так это или нет, но многие комментаторы видели провозглашение трансграничного халифата ИГИЛ как возможный смертельный удар по политическим механизмам после Первой мировой войны в регионе.
Современные национальные границы на Ближнем Востоке являются результатом тайного соглашения между Великобританией и Францией от мая 1916 г., известного как "Соглашение Сайкса - Пико".
Оно разделило османские арабские территории Леванта, Иордании, Ирака и Палестины между Великобританией и Францией.
Было создано полдюжины арабских государств: Ирак, Иордания, Сирия и Ливан. Израиль, первоначально созданный как "родина" для еврейского народа в 1917 г., объявил себя государством в 1948 г.
Халифат частично оспаривал навязываемые Великобританией и Францией национальные границы, систематически меняя ирако-сирийскую границу и перерисовывая карту.
Он также выразил свою решимость искоренить колониальное наследие в регионе, расширив границы халифата.
Эта попытка переписать историю Ближнего Востока может привести к дестабилизации региона на долгие годы.
Идеологически ИГИЛ оспаривает евроцентристские претензии Запада к универсализму, в котором западные ценности демократии, прав человека и свободы продвигаются как универсальные ценности, применимые ко всем обществам, независимо от культурных и расовых различий.
Несмотря на критику многих людей Запада, евроцентризм жив в сердцах и умах многих западных людей. Одним из примеров является вторжение США в Ирак, чтобы поставить иракское общество на американский путь развития.
ИГИЛ отвергает западное господство на Ближнем Востоке и стремится продвигать альтернативные исламские требования к универсализму, основанному на заповедях Корана.
Коран завещает всем людям исповедовать универсальный моральный кодекс, создавая и поддерживая моральный порядок, основанный на ценностях справедливости, равенства, правдивости и честности. Это относится ко всем людям, независимо от их этнических, культурных и расовых различий.
Утверждение универсального морального кодекса, который отрицает западные ценности, не может не восстановить ИГИЛ против Запада. Будущие исламские радикальные группы, если они появятся, скорее всего, будут вести идеологическую битву.
Они могут делать это менее жестокими способами. Коран не санкционирует жестокие и бесчеловечные методы для выполнения своих заповедей.
Хаос после ИГИЛ
Возможный конец ИГИЛ может все еще означать более неустойчивую ситуацию на Ближнем Востоке, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
В настоящее время большинство иракских фракций объединились в общий фронт против ИГИЛ, пряча недоверие и злобу, которая сохраняется между шиитами и суннитскими иракцами, среди различных групп ополченцев, а также между арабскими и курдскими иракцами.
Если ИГИЛ исчезнет, этот условный временный союз может просто развалиться, приведя к еще большему насилию в опустошенной войной страной.
Сирийское общество также расколото между проправительственными и антиправительственными группами, а также между группами повстанцев.
В регионе сохраняются и другие противоречивые интересы: интересы Ирана, США и России в Сирии и иранско-саудовское соревнование за власть и влияние на Ближнем Востоке.
Уничтожение ИГИЛ вновь подтвердит политический и территориальный статус-кво в регионе после Первой мировой войны, однако вряд ли принесет мир на Ближний Восток.
Источник: Вести.Экономика