Не имеет значения, верит ли кто-то в то, что Россия успешно «вмешалась» в президентские выборы в Соединенных Штатах. Слишком много обвинительных улик, связанных с этим взломом, исходящих как от разведслужб, так и от авторов многочисленных журналистских расследований, указывают на то, что Россия сделала это. Доказательств даже больше, чем необходимо. Однако, «взлом» — неподходящее слово. Русские не использовали хакерские методы, чтобы пройти сквозь закодированные шлюзы и получить доступ к программному обеспечению и особо чувствительным конфиденциальным данным. Они всего лишь использовали средства политической пропаганды, причем в данном случае американской. Недружественные отношения между Россией и Соединенными Штатами существуют как минимум сто лет. Россия всегда направляла свою пропаганду против нас, а американская пропаганда была нацелена на Москву. Американцы настолько привыкли к этой пропагандистской войне, что даже появились пародии на эту тему, подобные комиксам «Шпион против шпиона» в журнале Mad Magazine.

Вместо того, чтобы думать о компьютерном взломе и ссылочных данных, обязанных своим существованием тотальности двадцать первого столетия, лучше было бы подумать о неразрывности времен. Да, холодная война закончилась. Американцы победили. Во всяком случае, именно так считал Фрэнсис Фукуяма, когда вдохновенно и импульсивно написал свой «Конец истории». Однако, по всей видимости, неоконсерваторы в Америке, которые танцевали джигу на брошюрах с Коммунистическим манифестом Карла Маркса, забыли проинформировать об этом «конце истории» КГБ.

Советский Союз, возможно, в самом деле рухнул в 1991 году, однако его пропагандистская машина уцелела среди обломков. Когда осела пыль, и к власти пришел бывший сотрудник КГБ, он не только взял под свой контроль страну, но и обновил старую, «окостеневшую» и проигравшую пропагандистскую систему. Версия «Советский Союз 1.0» исчезла, и на ее месте возникла усовершенствованная версия «Россия 2.0», с ее бесчисленными аккаунтами в Twitter и Facebook. Затем Россия обрушила в 2016 году миллионы пропагандистских атак на ничего не подозревающий американский электорат, который, особенно не задумываясь, ставил «лайки», «репосты», «ретвиты» и тому подобные знаки в медиа-шумихе, обусловленной всеобщей анонимностью интернета. Иными словами, Россия лишь осуществила информационный вброс, то есть подложила взрывчатку, а за взрыв ответственны сами американцы.

Создается такое впечатление, будто Соединенные Штаты забыли, как побеждать в информационной войне. Настало время вспомнить, как и когда Америка победила могучего коммунистического противника, Советский Союз. Намекнем: лишь малая часть (если таковая вообще была), нашего пропагандистского оружия в то время была электронной по своей природе.

Возьмем для примера передачи «Голоса Америки», как радио-, так и телевизионные – пятьсот тысяч ватт постоянной музыки, бесед и изображений, которые обрушивались на Восточную Европу. Книги были также превращены в оружие, когда финансируемый ЦРУ «Международный образовательный центр», расположенный в Нью-Йорке, нелегальными методами переправил 10 миллионов бесплатных книг в Польшу и другие страны по восточную сторону железного занавеса. Государственный департамент США спонсировал джазовые турне, приглашая Диззи Гилеспи, Дэйва Брубека, Луиса Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена и других выступить в Восточной Европе, а то и в самом Советском Союзе.

Американские художники тоже стали культурным «кормом», который можно было разбрасывать в советском блоке. ЦРУ объединилось с MOMA, Музеем современного искусства, чтобы продвигать американские свободы, преодолевая советскую железную дисциплину и скучное однообразие. Даже наша одежда приобрела политический смысл. Кто мог подумать, что обыкновенные расклешенные джинсы будут стоить таких невероятных денег на советском черном  рынке? Затем была еще история с Джулией Чайлд, которая во время Второй мировой войны работала в OSS (Управление стратегических служб, позже преобразованное в ЦРУ), и чей муж работал на Госдепартамент в пятидесятых годах. Она также действовала как своего рода культурное оружие, направленное Соединенными Штатами на Европу (как западную, так и восточную), когда пропагандировала «традиционную» французскую кухню. В целом, если говорить о продвижении американских свобод, в ход были пущены все средства, включая искусство Джексона Поллока, которого консерваторы обвиняли в связях с коммунистами в тридцатых годах.

Можно утверждать, что американская культура в те годы помогала одержать победу над коммунистическим врагом, воплощенным в бывшем Советском Союзе. Мы победили в холодной войне, отчасти благодаря тайным усилиям по пропаганде американских свобод во всех их проявлениях.

Однако, появление интернета изменило картину. Американские свободы не имеют закодированных шлюзов, они существуют для всего мира, и в особенности это касается нашей свободы не соглашаться друг с другом. Когда Советский Союз распался в 1991 году, культурная война Америки против коммунизма обернулась вовнутрь страны. Ньют Гингрич и его единомышленники заявляли потрясающие вещи: они утверждали, что новым врагом являются американские демократы.

Появление ток-шоу на радио стало консервативным выбором оружия, направленного на своих, на американцев. Кабельное телевидение превратилось в имитацию новостей, еще одно оружие для очернения и демонизации политических противников. Когда началась эта новая странная война, она проникла и в интернет со всей его волоконной оптикой и массовой дезинформацией. Когда она пришла на Facebook, милые кошачьи мемы уступили место пропагандистским картинкам, обработанным в фотошопе и призванным нанести вред и ослабить… нас самих. Россия внимательно наблюдала за всем этим. Затем Москва загрузила бесплатные приложения. А в 2016 году она всего лишь помогла расколоть Америку, завершив процесс, который длился уже давно.

Вмешательство России в президентские выборы 2016 года в США должно тревожить американских политиков, причем весь политический спектр. Однако, даже сам скандал вокруг так называемого «взлома», за которым стоит Россия, был политизирован, поэтому нам следует отказаться от термина «взлом». То, что сделала Россия, причем с минимальными затратами, заключается в следующем: она использовала американские свободы против самой Америки, настроив с помощью пропаганды две основные политические партии друг против друга.

Если посмотреть на вмешательство России в выборы 2016 года как на очередной эпизод непрерывного противостояния «Восток против Запада», «Шпион против шпиона», а не на какое-то новое, из рядя вон выходящее событие, это могло бы помочь политическим лидерам Америки предотвратить повторение подобного фиаско.

Насколько хорошо Соединенные Штаты Америки противостоят России (и, кто знает, какие еще новые страны захотят в будущем присоединиться к этой битве), полностью зависит от способности наших законодателей признать, что идея, высказанная Фукуямой в его «Конце истории» была невероятной ошибкой. Сегодня идет «Холодная война 2.0», и следует признать, что мы проигрываем в этой войне.

 

Источник: Mixednews.ru