Из-за всеобщего ослепления бурным ростом фондового рынка и самым низким за 50 лет уровнем безработицы лишь немногие сейчас осмеливаются оспаривать мудрость экономической политики США. Сиюминутная радость мешает строгости объективного и корректного анализа. Это большая ошибка. Опасное сочетание несвоевременных бюджетных стимулов, агрессивного введения пошлин и беспрецедентных атак на Федеральный резерв требуют намного более критичной оценки трампономики
Есть три фундаментальных изъяна в подходах Трампа к экономической политике. Во-первых, наблюдается разрыв между намерениями и результатом. Решение о сильном снижении налога на прибыль преподносится под политическим соусом повышения конкурентоспособности США. Но это не означает, что дефицит бюджета и госдолг перестали иметь какое-либо значение. Вопреки пустым обещаниям экономики стимулирования предложения, можно было бы намного сильнее приблизиться к реальной реформе с помощью нейтральных для уровня доходов бюджетных инициатив, которые переносят налоговое бремя с одного сегмента экономики на другой, а не занимаясь снижением общей траектории доходов. Кроме того, введение бюджетных стимулов в конце 2017 года, когда уровень безработицы был на циклически низком уровне 4,1% (и двигался к нынешнему уровню 3,6%), добавило пенистых пузырей рынкам и экономике в тот момент, когда им это было меньше всего нужно, и исключило возможность введения дополнительных стимулов в случае, если экономический рост заглохнет.
Игнорируя водопад прямых и ответных налогов на потребителей и бизнес, который вытекает из войны пошлин, Трамп восхваляет достоинства пошлин, называя их «прелестной вещью». Это вызывает болезненные воспоминания о политической программе Республиканской партии 1928 года, где пошлины назывались «фундаментальным и важнейшим принципом экономической жизни этого государства… и абсолютно необходимыми для продолжения процветания страны». Трамп очень сильно рискует, не обращая внимания на уроки 1930-х годов.
То же самое можно сказать и о недавней резкой критике ФРС со стороны Трампа. Достижение центральным банком политической независимости принято считать невероятным прорывом, который был нужен для достижения ценовой стабильности после Великой инфляции 1970-х годов. Принятие в 1978 году в США так называемого закона Хамфри-Хокинса предоставило тогдашнему председателю ФРС Полу Волкеру политическое прикрытие, позволившее ему выдавить из системы двузначную инфляцию с помощью мучительного ужесточения монетарной политики. Если бы у Волкера не было свободы действий, его бы ограничивали политические расчёты лидеров, избираемых на выборах. Именно этим сейчас занимается Трамп, пытаясь диктовать нынешнему председателю ФРС Джерому Пауэллу, как политику тот должен проводить.
Но поскольку пошлины, скорее всего, приведут к переключению торговли и производственных цепочек с дешёвых китайских производителей на дорогостоящие альтернативы, по потребителям США ударит эквивалент повышения налогов, что увеличит риск роста инфляции. Последняя вероятность, хотя и кажется сегодня отдалённой, может иметь серьёзные последствия для монетарной политики США, при условии, конечно, что ФРС сохранит политическую независимость действий.
Наконец, всегда существуют временные лаги, о которых надо помнить, оценивая последствия той или иной политики. В период роста дефицита бюджета низкие процентные ставки позволяют снизить стоимость обслуживания долга в краткосрочной перспективе, но нет гарантий, что подобное положение будет сохраняться длительное время, особенно учитывая уже и так мощный навесе федерального долга, который, по прогнозам, увеличится примерно на 14 процентных пунктов ВВП в течение ближайших десяти лет. Кроме того, серьёзные последствия введения пошлин и изменений в монетарной политике становятся в полной мере очевидны примерно через 12-18 месяцев. Итак, вместо эйфории, которой сегодня предаются финансовые рынки, политики и инвесторы должны серьёзней задуматься о перспективах состоянии экономики в конце 2020 года (так случилось, что этот срок совпадает с предстоящим циклом президентских выборов), пытаясь оценить возможные последствия нынешней политики.
Мстительные угрозы Трампа подавляют дискуссии об экономической политики; он игнорирует уроки истории, отвергает аналитику современной экономической науки, подрывает институциональную целостность процесса принятия решений. Политические ошибки эпических пропорций стали правилом, а не исключением. И будет далеко не так легко представлять в благоприятном свете грядущие последствия этих ошибок.
Источник forbes.kz