Эскалация конфликта может сильно ударить по развивающимся экономикам, и по … доллару.
Президент США Трамп очень любит цитировать Сунь Цзы – автора древнего китайского трактата «Искусство войны». Однако все действия Трампа в попытках заставить Китай покорится «сильной Америке», идут в разрез с одним из основных постулатов трактата. А именно –
война любит победу и не любит продолжительности
Почему? Да потому что продолжительная война истощает силы обеих сторон, и победа вполне может оказаться пирровой.
Американская экономика уже несет убытки от противостояния с Китаем. И сложно сказать, чем обернется для тех же американцев эскалация конфликта.
Валютный козырь Китая
Июньская встреча Трампа с главой Китая в Осаке, казалось бы, наметила позитив в отношениях двух стран. Однако первый этап переговоров в конце июля откровенно разочаровал. Впрочем, президент США еще накануне переговоров дал понять, что договариваться он не намерен.
Переговорщики еще не успели сесть за стол, а Трамп уже заявил, что
Китай не выполнил осаковские договоренности об увеличении импорта продукции американских фермеров. И пригрозил санкциям
Хотя, стоит отметить, что Китай в течение двух недель после встречи глав США и Китая одобрил закупку 3 миллионов тонн сои, 50 000 тонн хлопка, а также свинины, кукурузы и сорго в США.
Ожидаемо после переговоров Пекин заявил о конструктивности встречи, а Вашингтон промолчал. Точнее промолчали переговорщики. Вместо них выступил Трамп.
В очередном твите он заявил, что с 1 сентября вводит 10% -ный тариф на дополнительные 300 миллиардов долларов китайского импорта, включая смартфоны и одежду. Эти санкции идут поверх существующего 25% -ного тарифа на китайские товары на общую сумму в 250 миллиардов долларов.
Китай ответил обрушением юаня. Впервые с 2008 года стоимость китайской валюты по отношению к доллару превысила отметку в 7 юаней. Трамп обвинил Китай в манипулировании валютой и назвал это
«серьезным нарушением, которое со временем значительно ослабит Китай!»
Центробанк Китая ответил, что
«данная девальвация отражает давление на обменный курс, вызванное решением США ввести новые тарифы на китайский экспорт».
Зачем Китай ослабил юань?
Ослабление юаня вполне объяснимо, поскольку девальвация является одни из инструментов позволяющим Китаю минимизировать убытки от торговых пошлин на свои товары.
Теперь китайский экспортер может снизить цены в долларах, но получать то же количество юаней. Кроме того, Китай дал понять – на любой шаг Трампа у него есть адекватный ответ.
«Ослабления юаня делает китайский импорт в Соединенные Штаты менее дорогим, эффективно компенсирует влияние тарифов и делает американские компании менее конкурентоспособными», — сказала Николь Таненбаум, главный инвестиционный стратег Checkers Financial Management.
Кроме того,
«слабый юань поможет увеличить экспорт Китая, в то же время нанося ущерб конкуренции со стороны других стран»,
поэтому Китай может дополнительно поддержать свой экспорт на других рынках.
«Все это свидетельствует о том, что Китай не является рыночной экономикой и даже не развитой экономикой», — сказал Уша Хейли, профессор международного бизнеса и менеджмента в Уичитском государственном университете.
«Они контролируют все, включая валюту. Они будут соответствовать ходу Трампа за ходом. Он угрожает им, они угрожают ему».
То есть можно сказать, что девальвация юаня это скорее сигнал, что торговая война перешла на новый уровень.
Китай готов к эскалации
Конечно, если Пекин продолжит ослаблять юань, негативных последствий не избежать. Инфляция может возрасти. Потребительские расходы могут упасть. Отток валюты за границы усилится. Валюты соседних стран столкнуться с аналогичными уценками.
Товары, такие как соевые бобы и нефть, станут более дорогими для покупки. И погашение долга перед иностранными кредиторами станет дороже. Но похоже Китай просчитал риски.
«Для китайцев Трамп потерял свой последний авторитет адекватного человека. И вопрос, можно ли провести переговоры в сентябре в соответствии с графиком, поставлен под сомнение. Будет сделка или нет, но Китай готов к худшему сценарию», — написал в своем Твиттере Чжоу Сяомин, бывший чиновник Министерства торговли Китая.
А вот готовы ли США к худшему сценарию – вопрос открытый.
Год спустя торговая война между США и Китаем продолжает превращать в фарш в производственные цепочки промышленности США. Более того в стране растут цены на потребительские товары и сокращаются корпоративные перспективы американских компаний.
Последнее мощное падение индекса Доу игнорировать сложно. И новые заявления о тарифах вызвали гневный ответ со стороны делового сообщества США. Оно уже давно настаивает на прекращении торговой войны, которая по их мнению все в большей степени влияет на экономику США.
Страдания бизнеса
Американская деловая пресса пестрит историями предприятий малого и среднего бизнеса, которые, по сути, являются фундаментом экономики США. Из-за тарифов на импорт из Китая недополученная прибыль, а то и убытки составляют от 15 до 50 процентов. Кто-то теряет закупая в Китае сырье, кто-то из-за расположения производств на территории Поднебесной, а кто-то из-за ответных мер. Причем это касается не только малого и среднего бизнеса.
«Мы являемся экспортерами автомобилей в Китай, поэтому ответные китайские тарифы в прошлом году на нас сильно повлияли. Прибыль по региону, во второй половине прошлого года снизилась на 40%» — сказал в интервью ВВС Джозеф Хинрикс, президент Ford.
Бывший экономический советник Трампа Гари Кон выступая на CNN, заявил:
«Уже понятно, что торговая война провалилась, и теперь Трамп только усугубляет ситуацию».
«Торговая война стала очень удобным оправданием для Китая, чтобы замедлить свою перегретую экономику» — сказал он.
Гари Кон отметил, что из-за тарифов стало дорого импортировать жизненно важные продукты из Китая. А это нивелировало эффект снижения налогов, которые были призваны стимулировать экономику США.
«Когда вы строите завод, вы покупаете сталь, вы покупаете алюминий, вы покупаете импортную продукцию, а затем мы устанавливаем для них тарифы, так что буквально налоговые льготы, которые мы дали вам одной рукой, по сути, забрали другой».
«Я думаю, что все проигрывают в торговой войне. Мы на 80% обслуживаемая экономика. Сервисная сторона экономики США работает очень хорошо, только потому что, угадайте, это не тарифицируется» — сказал Кон.
«Решение Пекина разместить курс юаня и позволить ему опуститься ниже 7 было важным, что явилось явной эскалацией торгового конфликта», — сказал Джон Энгл, президент Almington Capital Merchant Bankers.
«Американские отрасли со значительной зависимостью от китайского рынка попадают в тупик».
Цель — ослабить доллар
Впрочем, Трамп традиционно не обращает внимания на критику. Буквально на днях, после шквала гневной реакции на эскалацию торговой войны, он разместил очередную цитату из трактата Сунь-Цзы.
«Нет примера, чтобы нация извлекла выгоду из длительной войны».
И намекает он явно на Китай. Поскольку главная его цель – ослабить доллар. Чего Трамп не скрывает с самого начала своего президентства.
Трамп неоднократно заявлял, что доллар слишком силен по отношению к конкурирующим валютам — и некоторые аналитики говорят, что он, прав. На самом деле доллар переоценен, что негативно сказывается на внешней торговле и производственной активности в США.
По мнению Bank of America, самый простой способ ослабить доллар — это объявить, что администрация Трампа отказывается от политики сильного доллара, введенной в 1995 году. Такой шаг спровоцирует падение курса доллара на мировом рынке на 5-10%, пишут аналитики Bank of America.
Однако, другие страны могут принять ответные меры, ослабив собственные валюты. Так что девальвация юаня несет дополнительную функцию кроме защиты экспортеров – упреждение.
Более агрессивным вариантом будет прямое вмешательство на валютном рынке
Аналитики Goldman Sachs говорят, что интервенции вызовут «значительную реакцию рынка», включая ослабление доллара, укрепление иены и падение на зарубежных фондовых рынках.
Однако и у такой стратегии есть подводные камни.
Что делает Трамп
Одна из проблем заключается в том, что Трампу понадобится Федеральный резерв. Хотя Казначейство имеет полномочия в отношении валютной политики США, фонд стабилизации обменного курса департамента составляет всего 22 миллиарда долларов США.
У любого из 10 крупнейших мировых хэдж-фондов резервы значительно выше. Что ставит под сомнение успешность интервенций, в случае противодействия.
Есть и третий вариант. Раскачать мировую экономику, разрушив устоявшиеся производственные связи. Заставить американский бизнес отказаться от дешевой рабочей силы и вернуть производства в страну. За счет высоких пошлин на импорт стимулировать развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Локализация экономики внутри страны рано или поздно, но лишит доллар статуса «мировой валюты».
Судя по всему Трамп выбрал именно этот вариант. Однако минус стратегии состоит в ее долгосрочности. И чтобы добиться эффекта, Трампу нужно переизбраться минимум еще на один срок.
Иначе он рискует остаться в истории как президент, который разрушил самую сильную экономику мира.
Источник 365info.kz