Нефтяные и газовые месторождения Центральной Азии и Каспия превратились в объект международной конкуренции, геостратегического противостояния, военных вызовов и угроз, обусловленных устремлениями ведущих стран мира и межгосударственных союзов к нефтегазовым ресурсам региона. Долгосрочность действующих и осуществление перспективных энергетических проектов, находится в прямой зависимости от обеспечения их безопасности.

Какие именно угрозы и риски присутствуют в Центрально-азиатском регионе (ЦАР)?

 Регион Центральной Азии (ЦА), Каспия и примыкающие «горячие» регионы (Кавказский, Южно-Азиатский и Ближневосточный) переполнены проблемами, противоречиями, конфликтными ситуациями, которые потенциально являются существенными дестабилизирующими факторами, и не только с точки зрения энергетической безопасности. Это совокупность угроз и рисков: этнических, экономических, политических и др. требует внимания со стороны международных организаций (ШОС, ОДКБ) и постоянного мониторинга ситуации в ЦА.

Региональный уровень рисков и угроз безопасности характеризуется в первую очередь разробленностью стран ЦАР. Она обусловлена политическими амбициями правящих элит, которые в межгосударственных отношениях руководствуются только националистическими интересами. В каждом государстве региона политическое руководство ставит национальную безопасность выше безопасности региональной, но в своей некоректной интерпретации.

И тем самым лишает себя возможности обеспечить тот или иной аспект собственной национальной безопасности, например, энергетический или транспортный. Другое следствие – конкуренция стран региона в инвестиционной сфере, несогласованность в вопросах внешней политики, борьба за региональное лидерство.

Во-вторых, зависимость стран региона от внешних субсидий порождает борьбу за региональное лидерство и несогласованность в вопросах внешней политики;

В-третьих, демографические проблемы: высокий уровень рождаемости в ЦАР. Всё это ведет к нехватке жизнеобеспечивающих ресурсов а, как следствие, к безработице, бедности, межэтническим противоречиям и т.д. В большей степени эти черты характерны для многих районов ЦАР.

В-четвертых, проблемы ухудшения окружающей среды − повышение уровня Каспия, способное привести к затоплению огромной густонаселенной территории; сложная ситуация в районе Аральского моря низкое качество питьевой воды и как следствие эпидемии инфекционных и респираторных заболеваний.

В-пятых, проблема границ. После 1991 г. этот исторически единый регион с точки зрения общности истории, экономической специализации, хозяйственной и транспортной инфраструктуры, оказался разделенным, и уже не формальными, а реальными государственными границами.

При этом проблема пограничного размежевания это еще и крупная этническая проблема. Ведь по разные стороны границ трех государств проживают крупные меньшинства народов, являющихся в соседних государствах основными.

Как следствие, следующий, шестой фактор – рост религиозного экстремизма и международного терроризма (Афганистан), повышение активности зарубежных исламских экстремистских организаций и движений в ЦАР, активизация диверсионно-террористической активности и непосредственно граничащих с ним регионах (Кавказ, Ближний Восток, Южная Азия, СУАР); диверсии на транспорте, нефте- и газопроводах, объектах электроэнергетики и связи, хищения нефти и газа из магистральных трубопроводов.

Седьмой фактор обусловлен отсутствием строго контролируемых границ, а это несет за собой незаконный трафик оружия и наркотиков из Афганистана. Неудивительно, что многими экспертами всё чаще высказываются оценки относительно возможности повторения «арабской весны» в центрально-азиатских странах. Но тут существуют два мнения, первое говорит о том, что современная обстановка в странах Центральной Азии, какой бы сложной она ни была, все же не позволяет прогнозировать всплеск революционных выступлений.

Второе же основывается на том, что под воздействием внешней организующей силы волнения могут вспыхнуть. И, если сбудется именно второй сценарий, будет поставлена под угрозу реализация всех энергопроектов в регионе. Следовательно, уже сейчас в нем присутствуют потенциальные угрозы национальной безопасности сопредельных государств.

Таким образом, стоит отметить что список угроз региональной безопасности довольно обширен. Трудно недооценить каждый из перечисленных факторов и разделять их по степени риска. Ясно одно – эти противоречия создают почву для возникновения конфликтных ситуаций (в т.ч. с привлечением военной силы) между странами региона и повод для вмешательства отдельных зарубежных сил, что повлечет за собой уже конфликт глобального масштаба.

 

Источник: sodrugestvo.info