Мобильные переводы прочно вошли в жизнь казахстанцев, позволив не носить с собой кошельки и практически отказаться от наличных денег. Особенно актуально это оказалось в эпоху пандемии, когда официальные власти даже советовали поменьше использовать купюры и перейти на безналичный расчет. Тут как раз кстати оказались переводы, когда в один клик можно было оплатить покупку с помощью своего смартфона.
Однако теперь все может измениться. Налоговые органы взялись за мобильные платежи и хотят контролировать онлайн-переводы между физическими и юридическими лицами.
В чем заключалось преимущество мобильных переводов для обывателей? Нужно ли теперь запасаться кешем? Кто же должен платить налоги – покупатель или продавец? Tengrinews.kz поговорил об этом с аналитиком международной инвестиционной компании EXANTE и главным редактором Telegram-канала Finance.kz Андреем Чеботаревым и основателем школы финансовой грамотности Pfa.kz Оркеном Динасыловым.
Для чего ввели понятие "мобильные платежи"?
Андрей Чеботарев, аналитик: Регулирование мобильных платежей ввели потому, что у нас нужно повышать собираемость налогов. И в этой связи у нас есть два пути: первый - повышение налогов (что не очень хороший путь в нынешней ситуации), второй - повышение собираемости налогов. В данном случае мы идем по пути повышения собираемости налогов. Почему пришлось вводить понятие "регулирование мобильных переводов"? Потому что в нашем законодательстве не было понятия "мобильный платеж". Была либо оплата налом, либо оплата по банковской карте. Понятия мобильного платежа не было вообще.
Я считаю, что внедрение самого понятия "мобильный платеж" в закон – это правильно. Все должны работать в рамках закона. И какая-то минимальная регуляция переводов - это нормально.
Какие плюсы заключаются в системе мобильных переводов?
Андрей Чеботарев, аналитик: Действительно, мобильные переводы сделали чудо в свое время. Мы одни из лидеров в мире по безналу в общем обороте платежей. У нас 83 процента платежей - это безналичный расчет. И это при том, что мобильные переводы до этого не учитывались. Преимущество переводов в простоте, то, что можно было сделать их по телефону и они мгновенно и гарантированно доходят. Это, кстати, дорогого стоит. И конечно, главный плюс в том, что переводы можно сделать без комиссий и не требуется никаких дополнительных оплат.
Это сделало свое дело, люди перестали носить с собой наличные деньги, предпочитали оплачивать онлайн-переводом. На рынках, базарах, в торговых центрах, просто в магазинах у дома – везде можно было расплатиться переводом.
Насколько оправданно введение регулирования мобильных переводов?
Андрей Чеботарев, аналитик: Оплата с помощью мобильных переводов – это было не очень правильно. Потому что мобильные переводы подразумевают все-таки перевод денег от физлица физлицу. Когда вы покупаете хлебушек в магазине у дома – вы покупаете хлеб у юридического лица (ИП или ТОО), которое, так или иначе, должно платить налоги с этих денег. А вы переводите деньги физлицу. Это был глобальный минус. Какая-то часть людей все еще продолжает платить переводом. Это не очень хорошо. Это действительно нарушение налоговой системы. Но опять же, если вам при покупке выдается фискальный чек, как положено, то вопросов в этом случае нет.
Что касается регулирования: на самом деле в том проекте закона, который сейчас есть, написано все очень нечетко. Неясно вообще, как будет осуществляться это регулирование.
Оркен Динасылов, основатель школы финансовой грамотности Pfa.kz: Давайте будем откровенны, когда вы рассчитывались за товар через переводы, вам когда-нибудь выписывали чеки? Это значит, что с этой покупки не платятся налоги. Собственно, впоследствии у государства нет денег, чтобы обеспечивать свои социальные обязательства перед населением. Нужно понимать, что это пенсии, пособия, это огромные количества платежей.
Например, в США (ведь мы привыкли равняться на Америку) сокрытие налогов считается тяжким уголовным преступлением. Это приравнивается к убийству и воровству, то есть ты у государства украл, недоплатил ему. У нас к этому легко относятся.
Можно сказать, это правильный шаг. Из этого надо исходить. Другое дело – каким будет исполнение, как оно будет реализовано. Вот это другой вопрос.
Какие есть риски для покупателей при оплате покупки онлайн-переводом?
Андрей Чеботарев, аналитик: Вообще, перевод физлицу от физлица за купленный хлебушек - это может быть и не оплатой. Невозможно определить, что вы купили, может, просто отдали продавцу деньги или перевели ему на благотворительность. Если покупатель получил фискальный чек при покупке, то рисков для него при оплате мобильным платежом нет. Если покупателю не дали фискальный чек, это может быть опротестовано.
Мы вернемся к наличке?
Оркен Динасылов, основатель школы финансовой грамотности Pfa.kz: Во-первых, диктует форму оплаты не продавец, а покупатель. То есть как вам удобно, так и будете платить. Если какой-то продавец не принимает безналичную оплату, вы купите у другого продавца, которому можно будет заплатить удобным вам способом. Это называется "здоровая конкуренция". Способов заплатить безналичным способом очень много, в мобильном банкинге, в том же Kaspi, есть кнопка "Платежи", есть QR и так далее. Я думаю, что к этому времени другие сервисы тоже должны подтянуться. Бизнес должен думать, как теперь это все наладить.
Другое дело, что государство должно это ввести наиболее мягко для бизнеса, должно поддержать бизнес с помощью каких-то механизмов. У них для этого рычагов хватает.
Как регулирование мобильных переводов коснется физлиц?
Андрей Чеботарев, аналитик: Когда Минфин говорит, что это никак не коснется физлиц, на самом деле немного лукавит. Потому что мы все понимаем, что физлиц напрямую, конечно, не коснется. Когда вы приходите и платите за хлеб в магазине переводом, вас не будут заставлять платить налог. Но это коснется физлиц опосредованно, то есть ваш магазин может перестать принимать мобильные переводы. А Pin-pad и QR-оплаты у него, например, нет.
В итоге потребитель должен будет либо менять магазин, либо пользоваться наличкой. Но думаю, это не кардинальный вопрос. Потому что все-таки все уже привыкли к онлайн-оплате. Опять же сейчас есть и оплата по QR, и мобильные терминалы, которые можно установить продавцам прямо на телефон. Поэтому сейчас наладить онлайн-оплату гораздо проще, чем просто вернуться к кешу.
Товары и продукты подорожают?
Оркен Динасылов, основатель школы финансовой грамотности Pfa.kz: Когда предприниматель закупает или производит товар, в этих ценах уже должна закладываться себестоимость и все налоги. Если предприниматель не посчитал эти налоги, это его проблемы. А если он хотел скрыть эти налоги, это вдвойне его проблемы. Это рынок, от этого никуда не денешься.
Перевели деньги – просите чек. Если купили без чека – то впоследствии не сможете поменять товар или вернуть свои деньги.
Оборот наличных денег увеличится?
Оркен Динасылов, основатель школы финансовой грамотности Pfa.kz: Сейчас, как всегда, перед чем-то новым начинается некий мандраж. Эти налоги и так должны были сниматься, просто они уходили в тень, а теперь их выведут на свет. В этом ничего плохого нет. Продавцам придется поднапрячься и адаптироваться к новым условиям. Покупатель может расплачиваться так, как ему удобно.
Какие есть минусы регулирования мобильных платежей?
Оркен Динасылов, основатель школы финансовой грамотности Pfa.kz: Вообще, минус в том, что открывается банковская база данных. Это очень большой минус. В целом с защитой личных данных у госорганов и так проблемы. Это чисто такие технические моменты, которые могут произойти. Государственная база данных должна быть наиболее защищенная. Но, к сожалению, в нашей стране это оставляет желать лучшего, в этом вопросе проблемы могут возникнуть.
Технические возможности у нашего государства не такие сильные. Думаю, это будет такой растянутый, не одномоментный процесс. Каким-то образом налоговые органы будут мониторить. И вы должны будете объяснить каждую цифру, поступившую на ваш счет. Цифры, которые вы сможете объяснить, - за это, я думаю, беспокоиться не надо.
Андрей Чеботарев, аналитик: Минусов при введении регулирования я вижу достаточно много. Потому что здесь есть разные сценарии использования. Я, собственно, и вижу в этом самую большую проблему, если их начнут прописывать. Вот они как заявляли на словах: якобы у них там какой-то искусственный интеллект, который будет помогать что-то видеть, частоту переводов, регулярность, если вам скидываются на день рождения, то в этот день вас, соответственно, не накажут, потому что один раз в год.
Ну окей, один сценарий разобрали. Я таких сценариев могу накинуть много. Вы родственникам переводите деньги, вы собираете на благотворительность - как эта система будет все это видеть? Собственно, в этих мелочах и кроется дьявол.
Автор Айнаш Ондирис
Источник tengrinews.kz