Международный валютный фонд прогнозирует снижение ВВП России в 2022 году на 8,5%, а в 2023-м — на 2,3%. Ранее эксперты организации предполагали, что экономика вырастет на 2,8% и 2,1% соответственно. Пересмотр своих оценок специалисты МВФ объяснили негативным влиянием санкций. Впрочем, как отмечают в российском правительстве, страна выдержала первый удар западных ограничений и получила необходимое время на адаптацию к новым условиям. Между тем другие государства мира рискуют столкнуться с торможением экономического роста и высокой инфляцией на фоне действующих санкций в отношении РФ, считают аналитики МВФ , сообщает russian.rt.com. 

Отстаивает интересы США»: 75 лет назад был основан Международный валютный  фонд — РТ на русском

Международный валютный фонд пересмотрел прогноз по экономике России на ближайшие два года. Согласно оценке организации, в 2022-м ВВП страны сократится на 8,5%, а в 2023-м — на 2,3%. Об этом говорится в докладе МВФ World Economic Outlook, опубликованном во вторник, 19 апреля.

Ещё в январе специалисты фонда полагали, что российская экономика вырастет на 2,8% в 2022 году и на 2,1% — в 2023-м. Такое ухудшение прогноза экономисты объяснили негативными последствиями санкций.

«Жёсткие торговые и финансовые санкции, включая потерю корреспондентских отношений, отключение некоторых банков от платёжной системы SWIFT и заморозку активов Центробанка, а также введённое рядом крупных стран эмбарго на нефть и газ, серьёзно отразятся на экономике России. Объявленные крупными потребителями планы по постепенному отказу от российских энергоносителей в среднесрочной перспективе также нанесут ущерб», — считают аналитики МВФ.

Напомним, с конца февраля 2022 года США, Евросоюз и ряд других государств продолжают вводить против России всё новые экономические санкции. Так Запад реагирует на проводимую Москвой спецоперацию по защите республик Донбасса от агрессии со стороны Украины.

Всего в отношении России введено уже почти 9,7 тыс. ограничительных мер — больше, чем против любой другой страны. Об этом говорится в материалах глобальной базы данных по отслеживанию санкций Castellum.AI.

Рестрикции, в частности, затронули банковскую отрасль, энергетический сектор, авиацию и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны (на $300 млрд), а многие международные компании объявили об уходе из РФ.

Первоначально санкции Запада спровоцировали эмоциональную реакцию российского финансового рынка и рядовых потребителей. Так, объявленные ограничения привели к резкому удешевлению ценных бумаг компаний, ослаблению нацвалюты и оттоку денег из банковского сектора. Россияне при этом начали массово скупать продукты и товары, что привело к ажиотажному росту цен.

Впрочем, на сегодняшний день ситуация в экономике уже постепенно стабилизируется, отмечают в российском правительстве. Так, рубль сумел укрепиться до уровней начала февраля, 90% вкладов вернулось обратно в банки, ажиотаж на потребительском рынке завершился, а недельная инфляция стала замедляться.

«Экономика выдержала первый удар санкций, мы получили необходимое время на перестройку производственных цепочек, логистики и на структурные изменения в экономике. Во многом это результат тех мер, которые были оперативно приняты и реализованы… План первоочередных действий насчитывает уже 250 мер, из которых по 193 мерам подготовлены и приняты все необходимые решения», — заявил во вторник глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Для стабилизации обстановки в финансовом секторе власти обязали экспортёров продавать 80% своей валютной выручки и отменили НДС для граждан при покупке золота. Наряду с этим ЦБ временно повышал ключевую ставку до 20% годовых, ограничил вывод капитала за рубеж, закрыл доступ иностранцам к биржевой торговле и ввёл временный порядок обращения с наличной валютой в стране.

Кроме того, правительство одобрило ряд инициатив для помощи бизнесу. В частности, речь идёт о кредитных каникулах, льготных займах и налоговых послаблениях для компаний, а также моратории на проверки и продлении сроков лицензий предприятий. Для сдерживания инфляции кабмин запретил экспорт некоторых товаров, предоставил субсидии аграриям и легализовал так называемый параллельный импорт.

Помимо этого, власти сейчас обсуждают возможность ввода внешнего управления для уходящих из России зарубежных компаний. Как ожидается, назначение временной администрации на иностранных предприятиях позволит минимизировать ущерб для местных производителей и сохранить рабочие места.

Как полагают в Центробанке, уже в середине 2022 года российская экономика войдёт в период структурной трансформации. Так, ограничения в сфере торговли, нарушение логистических цепочек и нехватка импортных комплектующих будут всё больше отражаться на работе отдельных отраслей. В результате бизнесу потребуется определённое время на адаптацию к новым условиям.

Тем не менее российские экономисты в основном придерживаются более оптимистичных оценок по сравнению с аналитиками МВФ. Так, согласно опросу ЦБ, специалисты прогнозируют снижение ВВП РФ в текущем году только на 8%, а в 2023-м допускают рост показателя на 1%.

«Часть экспорта из России сокращается или приостановлена, логистика нарушена из-за санкций, а некоторые заводы могут простаивать в связи с нехваткой зарубежных компонентов. Вместе с тем снижение ВВП по итогам года может быть и не таким сильным, как прогнозирует МВФ. Мировые цены на энергоносители по-прежнему достаточно высокие, что позволяет частично компенсировать нам санкционные потери», — рассказал RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

По его словам, в сложившихся обстоятельствах власти уже взяли курс на импортозамещение в ключевых отраслях экономики. Наряду с этим ЦБ заявил о планах постепенно снижать ключевую ставку, что должно дополнительно поддержать бизнес, считает Абрамов.

Как отметил в беседе с RT главный аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман, для преодоления санкционных последствий сегодня нужны радикальные меры со стороны государства. Речь идёт, например, о преодолении монополизма, поощрении здоровой конкуренции и стимулировании производства за счёт снижения административных барьеров.

«Нужная реальная поддержка малого и среднего бизнеса — судебно-правовая, финансовая, кредитная. Содействие формированию новых производственных связей и цепочек, в том числе за счёт госзаказов, целевых инвестиций в инфраструктуру и производственные объекты. Организация и поддержка по возможности альтернативных поставок, в том числе за счёт параллельного импорта, развития новых хозяйственных связей с зарубежными странами взамен разорванных санкциями», — пояснил Гойхман.

Санкционный бумеранг

Примечательно, что МВФ ухудшил прогноз и по мировой экономике. Согласно оценке фонда, в 2022 и 2023 годах глобальный ВВП будет увеличиваться ежегодно на 3,6%, а не на 4,4% и 4%, как предполагалось ранее.

На текущий год оценка роста экономики США была понижена с 4% до 3,7%, еврозоны — с 3,9% до 2,8%, Великобритании — с 4,7% до 3,7%, Японии — с 3,3% до 2,4%, а Китая — с 4,8% до 4,4%. ВВП Украины при этом упадёт сразу на 35%, считают в организации.

Хотя в целом глобальная экономика продолжит расти в ближайшие два года, серьёзным вызовом для большинства государств может стать высокая инфляция, предполагают аналитики МВФ. Так, текущие события на Украине и антироссийские санкции уже спровоцировали резкий рост мировых цен на металлы, энергоресурсы и продовольствие. В результате заметное удорожание продуктов и топлива может серьёзно ударить по населению с низкими доходами в ряде регионов мира, утверждают в фонде.

По словам Марка Гойхмана, общемировое повышение цен на сырьё делает работу многих производств менее рентабельной и приводит к нехватке целого ряда товаров. Такая ситуация будет тормозить глобальную промышленность и экономику в целом, считает специалист. Похожей точки зрения придерживается и Александр Абрамов.

«Высокие цены на сырьё неминуемо ведут к серьёзному увеличению инфляции в странах, которые вводят против нас санкции. США и ЕС уже переживают шок от сокращения поставок и резкого увеличения стоимости топлива. При этом обсуждаемое сейчас на Западе одномоментное прекращение закупок российских нефти и газа вовсе может послужить толчком для глобальной рецессии», — не исключил Абрамов.

Авторы Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник russian.rt.com