Нездоровое состояние немецкой экономики является следующим большим вызовом для зависимых от экспорта стран Центральной Европы, которые все еще восстанавливаются после самых сильных в мире всплесков инфляции, вызванных пандемией Covid-19 , сообщает finversia.ru .
Фото: pixabay.com
Тесные торговые связи с Германией и ее некогда могущественным автомобильным сектором на протяжении многих лет были благом для стран региона после краха коммунизма. Но теперь эти связи рискуют стать тормозом для экономики Венгрии, Чехии и Словакии.
Некоторые местные компании, полагающиеся на связи с Германией, уже пытаются глубже проникнуть на другие зарубежные рынки и перейти в такие отрасли, как оборонный сектор, чтобы смягчить последствия слабости своего крупного западного соседа, где на горизонте маячит еще один год, близкий к рецессии.
Однако такие усилия предпринимаются в период большой геополитической неопределенности, связанной с событиями на Украине, конфликтом на Ближнем Востоке и ростом протекционизма. Несмотря на усиление оборонного сектора, все эти факторы могут помешать усилиям компаний региона.
«Экономические потрясения в самом важном торговом партнере региона и постоянная слабость автомобильного сектора создают дополнительные риски экономического спада в регионе ЦВЕ», — заявила Дон Холланд, директор по экономическим исследованиям Moody's Analytics.
Всплеск инфляции в Центральной Европе, сопровождавшийся рекордно высоким уровнем в 25% в Венгрии в прошлом году, побудил центральные банки поднять стоимость заимствований до самого высокого уровня за два десятилетия. При этом чехи пережили наиболее устойчивое падение реальной заработной платы, которое продолжается уже восемь кварталов подряд.
По данным немецкого Бундесбанка, в 2021 году годовой оборот немецких компаний в Центральной Европе составил около 250 млрд евро ($270 млрд), в них работало около 1 млн человек напрямую, и еще больше — через посредников.
Чехия и Венгрия полагаются на Германию в плане трети и четверти своего экспорта соответственно, а Словакия отправляет туда пятую часть своего экспорта, согласно подсчетам S&P Global. Польша считается менее уязвимой из-за силы ее более диверсифицированной внутренней экономики, а ее экспорт менее зависит от производства автомобилей.
Лучшим сценарием для большинства компаний, опрошенных агентством Рейтер, была бы стагнация оборота в этом году, хотя некоторые не исключают заметного снижения доходов и возможного сокращения рабочих мест.
Основываясь на отзывах клиентов, венгерская компания DGA Gepgyarto es Automatizalasi Kft, производящая стальные конструкции, сварные компоненты и оборудование, изготавливаемое по индивидуальному заказу, планировала увеличить мощности на 50%, чтобы удовлетворить ожидаемый рост спроса в течение трех лет с 2023 по 2025 год.
«Этот (более высокий) спрос испарился», — заявил Рейтер Тамаш Торнаи, исполнительный директор холдинговой компании, контролирующей DGA. Несмотря на это, DGA продолжает расширять свою деятельность на 2,5 млрд форинтов ($6,95 млн) для обслуживания быстро развивающейся оборонной промышленности.
Автомобильный сектор Германии борется не только с низкими продажами на рынках США и Европы, но и с другими препятствиями, начиная от высоких цен на энергоносители и заканчивая глобальным переходом на электронную мобильность, что заставляет переосмыслить будущее двигателей внутреннего сгорания.
В Центральной Европе Венгрия возглавила усилия по привлечению инвестиций в производство аккумуляторов и электромобилей из Китая, позиционируя себя как место встречи восточных и западных инвесторов.
«Происходит очень сильное снижение спроса в автомобильном секторе, вызванное инфляцией, процентными ставками и экономической неопределенностью, что почти полностью уничтожило частных покупателей с рынка», — отметил Тамаш Могиороши, менеджер по развитию бизнеса Alap Group.
По его словам, компания, которая предоставляет услуги по управлению качеством и другие услуги для клиентов автомобильной, аэрокосмической и электронной промышленности, попыталась компенсировать спад на западноевропейских рынках за счет увеличения заказов от азиатских клиентов.
Вице-председатель Ассоциации чешских экспортеров Отто Данек заявил, что со второй половины 2023 года в секторе наблюдается резкое охлаждение из-за слабости Германии.
«Относительно небольшое падение спроса на этой территории оказывает существенное влияние на весь экспортный сегмент», — указал Данек, владеющий компанией Atas Elektromotory Nachod, производящей небольшие электродвигатели.
«Мы ищем новые рынки, в первую очередь в Европе... но такой дефицит невозможно восполнить за полгода», — посетовал он.
Agrikon KAM, производящая комплектующие для сельскохозяйственной техники и обслуживающая в основном немецких клиентов, прогнозирует падение выручки на 10% в 2024 году, что может привести к сокращению численности персонала на 5–10% к середине года. В компании говорят, что возможный рост продаж в США не сможет полностью компенсировать слабость Европы.
«Это может оказать давление на среднесрочный рост в странах ЦВЕ и еще больше подорвать то, что и без того кажется сложным планом бюджетной консолидации»», — предупреждают участники рынка.
Автор Тимофей Лапин
Источник finversia.ru