Пятница, 05 марта 2021

Депутаты сената в понедельник, 21 декабря, на пленарном заседании приняли в двух чтениях проект Экологического кодекса. Таким образом, закон является принятым парламентом и направляется на подпись президенту страны.

В Казахстане будет новый Экологический Кодекс. Что изменится? - ЛИВЕНЬ

Как пояснил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев, выступая на заседании, одним из главных новшеств кодекса является заложенный в его основу принцип «загрязнитель платит и исправляет». Это подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде.

- Таким образом, государство должно создать такие условия, при которых природопользователи должны принять все меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду чем платить экологические штрафы. Кроме того, в случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального состояния, - подчеркнул министр.

Кодексом предусмотрен переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий. При этом предлагается обязательность получения таких разрешений для вновь вводимых предприятий.

- С внедрением наилучших доступных технологий изменится текущая ситуация с существующими экологическими проблемами, поскольку благодаря модернизации технологических процессов будет снижение эмиссий в окружающую среду. На первом этапе запланирован перевод на наилучшие доступные технологии 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которых приходится 80% загрязнения. Уже проводится комплексный технологический аудит крупных предприятий, для подготовки отраслевых справочников наилучших доступных технологий, - заявил Мирзагалиев.

В кодексе предусмотрено требование о прохождении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в отношении крупных предприятий «первой категории», перечень которых будет пересмотрен и внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах. При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (4 стадии - заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС).

Предусмотрено, что обязательной ОВОС будут подлежать объекты 1-ой категории, объекты 2-ой категории проходят через скрининг (процедура необходимости или отсутствия необходимости проведения ОВОС). Для учета объектов 3 категории местные исполнительные органы принимают декларации с указанием количества выбросов, сбросов и объемов накапливаемых и передаваемых отходов. (АЗС, склады, мебельные цеха, бетонорастворные узлы и прочие объекты, деятельность которых носит локальный, незначительный характер загрязнения окружающей среды). Объекты 4 категории полностью освобождены от регулирования (автомойки, СТО, объекты общественного питания, объекты микробизнеса с котельными установками малой мощности для собственных нужд).

Особого внимания удостоились платы за эмиссии в окружающую среду и целевое расходование средств бюджета на природоохранные мероприятия. В действующем законодательстве отсутствует обязательность целевого расходования поступивших платежей за эмиссии на природоохранные мероприятия. В результате только порядка 45% поступающих средств местные исполнительные органы распределяют на охрану окружающей среды. Кодексом предусмотрено, что местные исполнительные органы обязаны финансировать природоохранные мероприятия за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.

- Кодексом предусматривается, иерархия отходов, направленная на поэтапное обращение с отходами. Это значит, что в первую очередь, необходимо минимизировать образование отходов, образованные отходы нужно повторно использовать, перерабатывать, утилизировать и лишь, в последнюю очередь, захоранивать на полигонах. Также, будет осуществляться информирование населения о рациональной системе сбора, утилизации и переработки ТБО и раздельного сбора отходов. Классификация отходов приведена в соответствии с Европейским каталогом отходов и будет содержать перечень как неопасных, так и опасных отходов. Чтобы системно решить вопрос незаконных свалок в новом Экологическом кодексе предусмотрен вопрос обязательного установления GPS - датчиков на мусоровывозящем транспорте, - рассказал министр.

По его словам, для инвесторов, желающих реализовать проекты по переработке и утилизации ТБО, будут создаваться благоприятные условия. Уже в 2021 году в шести городах начнется реализация пилотных проектов по созданию предприятий, на которых мусор будет утилизироваться, перерабатываться в электроэнергию, и эта энергия через аукционы будет продаваться в общую энергосеть страны.

Отдельно остановился министр и на утилизации медицинских отходов, пояснив, что данный вопрос отнесен к компетенции министерства здравоохранения, однако кодексом предусмотрено, что в случае, «если медорганизации не будут перерабатывать свои отходы, штрафы за это будут увеличены в 10 раз». При этом процесс утилизации таких отходов будет лицензирован и контроль за этим повышен.

С принятием кодекса предусмотрено и внесение поправок в Предпринимательский, Уголовный, Лесной, Водный, Земельный кодексы, Законы о разрешениях и уведомлениях, о гражданской защите, о государственном управлении, развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий и об обязательном экологическом страховании.

Так, Предпринимательский кодекс дополняется поправками, позволяющими проводить проверок без предварительного уведомления для немедленного предотвращения действий, несущих угрозу жизни и здоровью населения. При этом предусмотрена возможность возбуждения административного дела в случае выявления нарушений в результате профилактического контроля по предприятиям I категории. Министр подчеркнул, что это позволит оперативно осуществлять процедуру привлечения к административной ответственности.

- Сфера обращения с отходами включается в направления деятельности, по которым осуществляется государственная поддержка частного предпринимательства. Это послужит законодательной основой для получения мер поддержки и позволит направить стимулирующие, дотационные, организационные льготы для развития отрасли обращения с отходами, - отметил Мирзагалиев.

Предусмотрен лицензионный порядок для осуществления деятельности по переработке, утилизации и уничтожению опасных отходов, а по транспортировке отходов вводится уведомительный порядок. Предполагается ужесточение ответственности за нарушение требований при проведении операций по управлению отходами, что в свою очередь позволит решить вопросы несанкционированных свалок, увеличения объема бесхозяйных отходов и иных случаев загрязнения окружающей среды.

Ужесточена ответственность за незаконную вырубку деревьев. Так, размер административного штрафа за вырубку деревьев будет увеличен в 5 раз, а в случае повторного правонарушения или вырубки на особо охраняемых природных территориях крупные предприятии будут оштрафованы до 1500 МРП. Если причиненный ущерб превысит 100 МРП, то нарушители будут привлечены к уголовной ответственности.

Изменения внесены и в Налоговый кодекс. Для операторов новых объектов, получивших комплексное экологическое разрешение путем внедрения наилучших доступных технологий, предложены соответствующие поправки по освобождению от платежей за эмиссии. Такой же механизм предусмотрен и для действующих предприятий, но им, для освобождения от платежей за эмиссии, необходимо разработать и реализовать программу повышения экологической эффективности и внедрения наилучших доступных технологий.

По действующим объектам первой категории, не получившим комплексное экологическое разрешение, будут применяться коэффициенты, увеличенные в 2, 4 и 8 раза к размеру платы за загрязнение окружающей среды. Как пояснил Мирзагалиев, это станет дополнительной мерой, стимулирующей переход к комплексному экологическому разрешению. Вместе с тем, для 50 крупнейших объектов I категории такое увеличение начнется с 2025 года, а для остальных объектов I категории с 2031 года. Стоит отметить, что каждые 3 года повышающие коэффициенты увеличиваются в 2 раза.

- То есть каждое крупное предприятие, которое работает сегодня, завтра сделает выбор самостоятельно. Либо оказывает негативное воздействие на окружающую среду в таком виде, оплачивая ежегодно увеличивающуюся экологическую плату, либо может внедрить самую передовую доступную технологию, избавиться от образа загрязнителя и освободиться от платежей за эмиссии, - объяснил глава Минэкологии.

Автор Арина Горбунова

Источник  forbes.kz