Рассказал председатель палаты Тим Оуэн
Британские торговые палаты в разных странах мира можно назвать своего рода бизнес-сетью, которая помогает предпринимателям из Великобритании и других государств развивать свои проекты.
В Центральной Азии первая такая палата появилась в Казахстане, и это неслучайно. Великобритания входит в десятку крупнейших торговых партнеров нашей страны и является одним из шести крупнейших инвесторов в национальную экономику. За последние 13 лет прямые инвестиции из Великобритании в Казахстан превысили 13 млрд долларов. Здесь зарегистрировано более 800 юридических лиц, филиалов и представительств с британским участием, из которых 504 являются активными. Крупнейшими из них являются Royal Dutch Shell и Ernst & Young.
Тим Оуэн, председатель Комитета Британской торговой палаты в Казахстане в интервью рассказал, какую поддержку представляемая им организация оказывает бизнесменам обеих стран и как с её помощью предприниматели находят себе новых деловых партнеров.
- Господин Оуэн, почему было принято решение открыть Представительство Британской Торговой Палаты именно в Казахстане?
- В Алматы было довольно большое сообщество британских бизнесменов. Многие из них начали работать в Казахстане более 20 лет назад – не только в индустрии нефти и газа. Многие участники рынка представляют сектор услуг. Они создали тут неофициальную британскую бизнес-группу. Она успешно работала, и несколько лет назад мы решили оформить все более официально – чтобы появилось больше возможностей. Так в 2015 году Казахстане появилось Представительство Британской Торговой Палаты.
- В чем заключается главная функция палаты?
- Первая наша задача - это, конечно, помощь в продвижении британских компаний в Казахстане. Но мы не лоббируем интересы британского бизнеса в вашем правительстве - мы, скорее, налаживаем взаимосвязи между участниками рынка. У нас идет постоянный обмен знаниями, которые необходимы для построения бизнеса в республике. Мы делимся информацией о новых законодательных актах, способствуем созданию новых деловых связей - то есть, делаем все, чтобы помогать предприятиям, которые будут выходить на казахстанский рынок или уже вышли на него, но открывают для себя новые секторы экономики или новые регионы.
- Насколько вы открыты для казахстанских компаний, есть ли у вас представители местного бизнеса в палате?
- Да, конечно. Было бы недальновидно концентрироваться только на компаниях из Великобритании. Вице-председатель Палаты Алмас Кудайберген – казахстанский бизнесмен из нефтегазовой отрасли. Сейчас членами Британской Торговой Палаты являются 52 компании. В их число входят и казахстанские КИМЭП, Нархоз, SRK Consulting, Qazaq Air, Centrasia Heavy Industries, Chagala Management, Unicase Law Firm, KEREMET Holding, Intermovex, SteelBuilding.
- Каким образом палата контактирует с местным бизнесом?
- Минимум раз в месяц мы проводим мероприятие для локальных и британских партнеров, на котором можно пообщаться с коллегами, завести новые связи или узнать что-то новое. Также у нас есть группы, объединяющие компании по отраслевому признаку. Они собираются раз в два-три месяца – как правило, в формате ланча или совещания. Некоторые мероприятия мы проводим с партнерами – например, Британским Советом и Посольством
Один из самых интересных форматов – это встреча британских выпускников, куда может прийти любой казахстанец, который учился в Великобритании. Там есть прекрасные возможности восстановить старые связи или наладить новые. В этом году мы уже провели два подобных мероприятия и в январе 2020 пройдет еще одно в Нур-Султане, в партнерстве с Haileybury Astana. Обычно на них приходит до полутора сотен человек.
Наши проекты носят разный формат. Недавно в Алматы мы принимали торговую делегацию Объединенного Королевства в горнодобывающей индустрии. К нам прилетели из Нур-Султана представители Министерства торговли Великобритании и английского посольства. Всего было около 70 гостей из Великобритании и Казахстана. В начале года мы провели совместно с Нархозом мероприятие по гендерной экономике. Совместно с Monarch Eurasia организовали бизнес-мероприятие, посвященное технологиям в недвижимости, а вместе с Integrites и Prof Advisor – семинар о различных аспектах и развитии местного контента. Я могу долго перечислять, поверьте.
Сложно выразить пользу от таких встреч в цифрах, потому что главное там – живое общение. Именно так развивается бизнес. Но то, что на наши встречи приходит все больше гостей, говорит нам, что мы на правильном пути.
- В каких партнерах вы заинтересованы, если говорить о размере компаний? Это только крупный бизнес?
- Палата действительно была организована крупными транснациональными компаниями, такими как Shell, KPMG, Rio Tinto. У нас есть четыре категории членства - крупные и малые корпорации, ассоциированная категория членства и физические лица. Если вы только пытаетесь создать бизнес, вы можете присоединиться индивидуально как физическое лицо, и членский взнос будет совсем небольшим. Так что даже совсем небольшие фирмы могут вступить в нашу палату. Сейчас в наших рядах пять физлиц – двое из Атырау, один из Алматы и двое из Великобритании. Атырауские физлица работают в сфере нефтепромысловых услуг, алматинское физлицо работает в сфере управления проектами, а англичане оказывают финансовые и юридические услуги.
Я не думаю, что быть маленьким – это плохо. Моя собственная фирма относится к категории малого бизнеса. Поэтому мы рады всем – были бы готовность и потенциал в налаживании деловых контактов.
- А по индустриям есть приоритеты?
- Думаю, мы охватываем все сектора. Если вы посмотрите список наших членов, то увидите, что у нас есть компании и предприниматели из нефтегазовой индустрии и добывающего сектора, из финансовых услуг, образования, проектирования, фармацевтики.
- Казахстанские бизнесмены могут прийти в Британскую Торговую Палату и попросить совет - как найти партнеров в Великобритании и установить с ними хорошие связи?
- Думаю, будет отлично, если компании придут к нам - мы сможем много предложить. Недавно мы встречались с местным предприятием, которое хочет масштабировать свой бизнес не только в Великобритании, но и в других странах, где есть Британские Палаты. Они спрашивали меня, можем ли мы помочь им в контексте исследований, маркетинга, вовлечения в организацию или международное распространение этого бизнеса. И да, мы им помогаем.
- Какая из отраслей казахстанского бизнеса еще не представлена в Британской Торговой Палате, но интересна ей?
- Мы сейчас разрабатываем политику и критерии для новой рабочей группы - креативного бизнеса, творческой индустрии. Креативный сектор в Великобритании – это довольно крупный бизнес, и в Казахстане в творческой индустрии все может расти очень быстро. Сектор услуг - это то, что Британия очень хорошо экспортирует, поэтому я считаю, что творческая индустрия - это и есть та сфера, где мы можем очень хорошо работать вместе. Казахстанский бизнес может выйти на рынок Великобритании, или, наоборот, мы можем работать вместе для расширения сектора в целом.
Источник kursiv.kz