Какое решение примет Министерство финансов?

Елена Бахмутова: «Требования к фискализации абсолютно всех p2p-переводов излишни»

Денежные переводы с карты на карту, которые в Казахстане стали использоваться для оплаты товаров и услуг, возьмут под налоговый контроль, рынок и пользователи в ожидании – каким образом это будет сделано. На прошлой неделе первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов обозначил в общих чертах видение министерства: речь идет не обо всех платежах, назначение перевода – в коммерческих целях он сделан или не в коммерческих – будет обязательно учитываться.

О предстоящих изменениях говорили  с председателем совета Ассоциации финансистов Казахстана Еленой Бахмутовой.

– Елена Леонидовна, почему возникла такая ситуация с р2р-переводами? Получается, это пробел в законодательстве, то есть, когда оно разрабатывалось, никто не предполагал, что такие переводы могут использоваться в коммерческих целях?

– Давайте начнем с того, что есть государственная программа содействия росту безналичных платежей. Любые формы безналичных платежей по определению способствуют сокращению наличного оборота. Будь то традиционные платежные карты с проведением транзакций через POS-терминалы либо р2р-переводы, в том числе через QR-код, – все это формы безналичных платежей, которые по определению лучше, чем наличный оборот. И в этом смысле они укладываются в эту программу по развитию безналичных платежей.

Однако в то же время есть «План мероприятий по противодействию теневой экономике на 2019-2021 годы». В его контексте никакие формы безналичных платежей не должны способствовать тому, чтобы кто-то уклонялся от налогов или скрывал свои доходы. В связи с этим выступление г-на Шолпанкулова вполне разумно. То есть при одновременном содействии росту безналичных платежей государство должно обеспечить прозрачность поступления налогов и учета доходов, с которых эти налоги уплачиваются, для индивидуальных предпринимателей в частности.

– Может ли государство сейчас задним числом проверить те р2р-платежи, которые уже были осуществлены для оплаты товаров и услуг, и начислить на них налоги?

– Думаю, все это нужно обсуждать. Министерство финансов предложило свой вариант мотивации, что очень правильно, особенно для индивидуальных предпринимателей. Наверное, стоит понять, какие здесь есть позитивные и негативные моменты. Самое главное, с водой не выплеснуть ребенка: чтобы новые прогрессивные формы, с одной стороны, не утратили возможности своего применения, с другой – не способствовали росту теневого оборота. Разумный баланс должен быть найден.

– Каким образом, на Ваш взгляд, это можно сделать?

– Это вопрос к Министерству финансов. Сейчас гадать на кофейной гуще, мне кажется, преждевременно. Министерство финансов выполняет свою функцию. Мы, как рынок, заинтересованы в увеличении роста безналичных платежей. Банки сами являются ответственными налогоплательщиками, и они за то, чтобы формат безналичных платежей не вступал в противоречие с прозрачностью формирования доходов и уплаты налогов.

– Пользователи высказывают опасения, что придется платить налоги с любых переводов с карточки на карточку, не только при оплате товаров и услуг…

– Насколько я понимаю, г-н Шолпанкулов говорил именно о тех, кто продает товары и услуги, то есть об индивидуальных предпринимателях, которые это делают. И он как раз говорил о том, что платежи, которые делают между собой физические лица, например члены одной семьи, не для продажи товаров и оплаты услуг, не должны каким-то образом контролироваться. Если речь идет о постоянной продаже товаров и услуг, то, естественно, сам формат платежей не должен исключать возможность контроля доходов, своевременности и полноты уплаты налогов.

– Каким образом государство сможет отделить переводы по карточкам, которые используют для оплаты товаров и услуг, от просто безналичных переводов?

– Пока Министерство финансов только обозначило свои принципы и подходы. С одной стороны, разумность в подходе есть, в частности, это то, что нужно контролировать и не способствовать уходу от налогообложения, с другой стороны, каким образом это делать – это нужно обсуждать. Думаю, Министерство финансов предложит свое видение, и дальше это будет обсуждаться и со стороны бизнеса, и со стороны банков.

– На Ваш взгляд, какой вариант был бы наиболее оптимальным?

– Думаю, есть возможность использовать QR-коды для продажи товаров и услуг, это, на мой взгляд, добавит прозрачности. Но опять же нужно понимать формат, там очень много деталей. И у Минфина есть такой проект, который он хочет предложить рынку для обсуждения.

– На Ваш взгляд, фискализируют только карточные переводы или переводы через платежные системы типа Western Union, мобильные переводы, платежи по QR-коду, если они будут использоваться для оплаты товаров и услуг?

– Р2р – это платежи от человека к человеку. У нас нет идентификации в законе, о чем идет речь. Мы говорим просто о тенденции, которая сложилась: оплата идет от одного физического лица другому, и то, другое физическое лицо может быть индивидуальным предпринимателем. То есть фактически мы от р2р (person to person) перешли к р2b (person to business). А будет ли ограничение для платежных систем и т. д. – говорить об этом преждевременно.

Давайте сначала разберемся, что мы хотим контролировать. Министерство финансов сказало: да, формы платежей не должны способствовать уходу от сокрытия доходов и налогов. Но в то же время любые формы безналичных платежей лучше, чем просто наличный оборот. Поэтому мы не должны препятствовать появлению этих новых форм безналичных платежей. Вопрос в том, чтобы эти задачи друг другу не противоречили: чтобы платежные системы и формы платежей и инструменты развивались, и чтобы Министерство финансов выполняло свою работу.

А в каком формате это будет, все это нужно решать через обсуждение, через нормальные мотивационные механизмы, которые будут предложены Министерством финансов.

Основной момент в том, что карточные переводы стали использовать не только физлица, но и бизнес. В этом основная проблема, которую нужно решить, чтобы р2р-переводы не были формой ухода от налогообложения и сокрытия доходов, которые подлежат налогообложению.

– Каким образом предлагаемое узаконивание «оплаты переводом» может сказаться на рынке?

– Конкретные предложения еще не были озвучены, чтобы представлять, как они скажутся на рынке. Нужно понять, какая форма будет. Мы за то, чтобы не было просто ограничений, и чтобы было разумное регулирование.

– В соцсетях высказывают опасение, что если государство будет знать назначение р2р-платежей, в частности карточных, это будет сродни раскрытию банковской тайны. Есть такие риски?

– Никто не отменял закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и в случае превышения определенных пороговых значений, вся информация о транзакциях передается в соответствующие органы. Понятно, что требования к фискализации абсолютно всех p2p-переводов излишни. Следует проработать данный вопрос только для переводов, предназначенных исключительно для оплаты товаров и услуг. Полное раскрытие транзакций по банковским картам всех граждан, входит в противоречие с действующим законодательством в части раскрытия банковской тайны.

Елена Тумашова

Источник inbusiness.kz