Аналитик Halyk Finance Асан Курманбеков о том, что происходит с государственной казной
Рост экономики Казахстана в третьем квартале ускорился на 0,2%, до 4,6% в сравнении со вторым кварталом текущего года. Он был достигнут за счет меньшего сокращения объемов добычи нефти во время проведения технических работ, чем ожидалось ранее, высокого уровня бюджетных расходов и инвестиций. При этом ухудшение внешней конъюнктуры, выразившееся в падении нефтяных цен более чем на 10%, было автоматически компенсировано соответствующим обесценением тенге, которое положительно отразилось на доходной части бюджета. Из чего складывались расходы госбюджета девять месяцев текущего года и какой эффект они покажут в долгосрочной перспективе корреспонденту рассказал главный аналитик департамента исследований Halyk Finance Асан Курманбеков.
- Асан, какие показатели, с учетом имеющего роста экономики, показывают налоговые поступления?
- На фоне усиления экономического роста налоговые поступления также демонстрируют высокий темп – на уровне выше +15% год к году. Высокий темп роста продемонстрировали налоги на доходы компаний – порядка 17% в годовом выражении, после 5,5% за девять месяцев 2018 года. В результате падения цен на нефть налоги на международную торговлю повысились лишь на 12,6% против 22,6% в прошлом году. Слабый темп роста – меньше 4% показала собираемость ИПН (индивидуальный подоходный налог), что не согласуется с ростом размера номинальных зарплат на 14,6% г/г и положительным ростом занятых в экономике на 1,3% г/г. В целом, налоговые поступления в первой половине текущего года демонстрируют несколько худшую динамику – исполнение по сборам налогов составило 69,8% к плану против 70,6% и 72% в соответствующем периоде 2017 и 2018 годов. При этом в первой половине текущего года отставание по собираемости налогов также было заметным, что можно соотнести с более слабыми доходами нефтяного сектора, которые пока не компенсированы улучшением администрирования собираемости налогов.
- Какими показателями характеризуется расходная часть бюджета?
- В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% в годовом выражении. При этом менее 30% затрат госбюджета за 9 месяцев 2019 года было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления государства и частного сектора в виде затрат на оборону, госуслуги, повышение зарплат, социальное обеспечение. Важно отметить, что из примерно 1,5 трлн тенге дополнительных расходов госбюджета (за 9 месяцев 2019-го) на затраты на экономику проходилось только 27%, но при этом они включали существенные ассигнования на МФЦА и компанию «Астана «ЭКСПО 2017», что позволяет говорить о низкой предполагаемой отдаче от фискального стимулирования, которое в основном пойдет на текущее потребление.
- То есть расходы госбюджета окажут лишь кратковременный эффект на экономический рост?
- Да, значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики, в то время как более продолжительный негативный эффект будет отражаться в увеличении расходов на обслуживание увеличившегося госдолга. К примеру, если в 2010-2013 годах расходы на обслуживание долга были на уровне менее 0,5% от ВВП ежегодно, то с 2016-го они в среднем равняются 1% от ВВП. То есть остро стоит вопрос необходимости повышения экономической отдачи от расширяющихся расходов государственного бюджета, что происходит на фоне поступательного сокращении резервов Нацфонда до менее 40% от ВВП с 63% в 2015 году. При этом баланс госбюджета после скромного дефицита в пределах 120 млрд тенге в первом полугодии 2019 года резко увеличился до -645 млрд тенге в сентябре текущего года. Размер дефицита госбюджета в соответствии с планом на текущий год определен в 1,4 трлн тенге, или примерно 2% от ВВП. Это существенно выше показателя -1,3% от ВВП в 2018 году, однако по историческим меркам и с учетом фискального стимула находится на достаточно умеренном уровне в сравнении с дефицитом в -2,9% от ВВП в 2012 году и 2,2% от ВВП в среднем с 2010 года.
- Как складываются показатели по поступлениям в Нацфонд?
- Поступления в Нацфонд за три квартала текущего года почти не изменились в сравнении с аналогичным периодом 2018 -го и составили 2,1 трлн тенге. Однако в третьем квартале они были самыми слабыми на уровне 0,6 трлн тенге, в сравнении с 0,7 трлн тенге и 0,8 трлн тенге в первом и втором кварталах 2019 года. За тот же период размер трансферта в бюджет составил 2,6 трлн тенге. То есть, не учитывая инвестиционного дохода, расходы средств Нацфонда превышают поступления в него на 0,5 трлн тенге. При этом доля трансфертов в совокупных поступлениях госбюджета в среднем равна 28% за январь-сентябрь. Совокупные активы Нацфонда с начала года увеличились на 1 трлн тенге, до 26,4 трлн тенге. Произошло это в основном из-за валютной переоценки. Однако относительно ВВП активы фонда снизились с 41% до 39%, что является минимальным значением с 2014 года.
- Насколько повысились нефтяные доходы? Есть повод говорить о росте?
- Нефтяные доходы за девять месяцев повысились на скромные 4% в годовом выражении в сравнении с ростом на 47% в аналогичном периоде прошлого года. Как уже отмечалось выше, внешние экономические условия в текущем году под влиянием падения цен на нефть складываются неблагоприятно, соответственно ослабление тенге позволяет достигать приемлемого положительного эффекта даже в таких нехороших для бюджета условиях. Ненефтяные поступления напротив увеличились более существенно – на 15,4% год к году, незначительно улучшившись с 15% в годовом выражении за девять месяцев прошлого года. В результате опережающего роста поступлений ненефтяных доходов доля нефтяных в консолидированном доходе бюджета (с учетом операций Нацфонда) снизилась с 36% в аналогичном периоде прошлого года до 34% за три квартала текущего года. Размер ненефтяного дефицита за данный период умеренно повысился, до 5,9% от ВВП с 5,5%.
Рост ненефтяного дефицита целиком обусловлен существенным расширением бюджетных расходов на стимулирование экономики и повышение доходов населения.
- Естественно, интересно и положение с правительственным долгом? Какие показатели вы можете отметить за три квартала текущего года?
- Правительственный долг с начала этого года повысился на 10,5%, до 12,9 трлн тенге. Порядка 80% этого роста было обеспечено за счет привлечения заемных средств внутри страны, оставшаяся часть обеспечивалась внешними источниками – в основном за счет выпуска евробондов. В конце сентября Минфин разместил евробонды двумя траншами на сумму 500 млн евро со сроком обращения 7 лет и ставкой купона 0,6% и на сумму 650 млн евро со сроком обращения 15 лет и ставкой купона 1,5%. Такая стоимость заимствования для республики сложилась на фоне установившихся низких процентных ставок в еврозоне.
Источник kapital.kz