Эксклюзивное интервью с главой консалтинговой компании Pemandu Идрисом Йалой о том, как нам обустроить Казахстан , сообщает informburo.kz.
Идрис Йала – один из самых известных и влиятельных в мире специалистов в области эффективного государственного управления .
В правительстве Малайзии Йала возглавлял неправительственное подразделение Pemandu и реализовал масштабные экономические и политические реформы. Благодаря чему в 2014 году агентство Bloomberg поместило его в десятку самых влиятельных политиков мира.
В русскоязычном обзоре Национальной программы преобразования Малайзии подробно описаны методы, которые применял эксперт.
До прихода в правительство Малайзии Идрис Йала работал в Shell. В 2005 году правительство Малайзии избрало его генеральным директором Malaysia Airlines из-за огромных убытков компании. На тот момент у компании было 400 млн долларов убытков, а уже через два года прибыль авиаперевозчика достигла рекордных 260 млн долларов.
В интервью эксперт высказал мнение о проводимых в Казахстане реформах и дал несколько рекомендаций.
Мистер Йала, каковы, на ваш взгляд, главные особенности и проблемы казахстанской экономики?
– Очень хорошо, что Казахстан не заимствуете много денег, как делают многие другие страны. Ваш внешний долг по отношению к ВВП не такой высокий. Но вам нужно решить, как вы будете развиваться дальше, как будете трансформировать свою сырьевую экономику.
В Малайзии мы начинали реформы как сельскохозяйственная страна, потом со временем решили сфокусироваться на других направлениях и производстве. И сегодня самая большая часть нашего ВВП – это электроника. Правда, эта трансформация заняла много времени.
Сколько именно?
– В общей сложности около двадцати лет. Важно и нужно думать о будущем больше, чем о настоящем. Надо понять, какого будущего вы хотите добиться. И затем, определив его для себя, думать, что надо сделать в настоящем, чтобы привлечь инвестиции, какие инициативы необходимы, чтобы воплотить эти цели в жизнь. Но сначала нужно нарисовать это будущее. Потому что сила, энергия лежат в будущем, а не в настоящем.
Казахстану повезло, потому что у вас есть природные ресурсы. Это преимущество, которое вы можете использовать сегодня для построения будущего.
Какой уровень внешнего долга, по вашему мнению, приемлем для страны вроде Казахстана?
– Я считаю, внешний долг не должен превышать 60% от ВВП. Если будет выше этого уровня, я полагаю, нужно беспокоиться.
– В то же время, к примеру, США имеют огромный внешний долг.
– Да, у них внушительный размер внешнего долга. Но это потому что 90% глобальной торговли происходит в американских долларах. Они могут себе это позволить, печатая деньги, и при этом их валюта не обесценивается.
В Казахстане огромное количество национальных компаний. Есть мнение, что они неэффективны. Как управлять ими, чтобы была польза для экономики?
– Во-первых, я думаю, правительство совместно с руководителями тех компаний должны обсудить программу трансформации для каждой из них. Нужно установить им новые цели. И трансформацию компаний нужно начать сейчас.
Вы считаете, что трансформация должна идти от властей?
– Да, разработать программу нужно вместе. Президенту, премьер-министру следует вести диалог с ними, требовать от них быть лучше, чем остальные.
15 лет назад мы в Малайзии реализовали программу трансформации компаний, связанных с государством. Через 15 лет мы отследили результаты. Коллективные результаты от связанных с государством компаний оказались даже лучше, чем у частных компаний. Поэтому мы знаем, что это реально осуществить.
Во-вторых, правительству, нацкомпаниям и частному сектору нужно объединиться в так называемые лаборатории – на шесть недель погрузиться в изучение и совместное обсуждение проблем. Они должны общаться полный рабочий день ежедневно в течение шести недель, чтобы точно определиться с проблемами, которые государство может помочь бизнесу решить.
В Малайзии мы начали эту работу в 2010 году, и в результате к 2017 году нам удалось вдвое увеличить инвестиции от частного сектора. Потому что у инвесторов появилась возможность расширить свой бизнес.
А как достичь хороших коммуникаций между правительством и частным сектором?
– Все вопросы нужно проработать в деталях. И нормально, когда государство встречается с частным сектором, когда они говорят на высоком уровне. Когда вы начнёте делать так, вы удивитесь, какие можно получить результаты.
На чём нужно сосредоточиться нашему правительству? Какие экономические сектора нужно развивать?
– Туризм должен быть важной отраслью. Также, конечно, энергетика. Уже сейчас нужно задумываться над источниками энергии в будущем, а именно как диверсифицировать источники энергии с помощью тех денег, что вы сейчас получаете от продажи нефти и газа. К примеру, в Малайзии мы решили, что очень важно развитие солнечной энергетики и гидроэнергетики и много средств инвестируем в возобновляемые источники энергии.
Я думаю, очень важно для Казахстана выбрать сферу, на которой можно сфокусироваться. Вам нужно очень много времени провести, чтобы определить сферу, в которой у Казахстана есть конкурентные преимущества, в которой он может стать глобальным игроком, для развития которой есть политическая воля. Нужно определить, где географически вы будете развивать эти отрасли и кто из частного бизнеса готов за них взяться.
Казахстану непросто приходится в нынешней геополитической ситуации.
– Да, это большая проблема для Украины, России, вашего региона и всего мира. Война никогда не заканчивается хорошо. Они должны найти мирное решение.
Казахстан находится между Россией и Китаем. Какие геополитические риски это несёт?
– Я всегда говорю, что страны должны оставаться дружелюбными. Это лучшая вещь для каждой страны, особенно когда вы находитесь между двумя большими политическими силами.
Надо оставаться дружелюбными ко всем – к России, к Китаю, к Западу. Это путь вперёд. Не нужно выбирать, на чьей вы стороне.
Нам в Юго-Восточной Азии часто задают вопрос, на чьей мы стороне – Китая или США. Наш ответ: не заставляйте нас выбирать сторону.
Это и есть основной принцип нашей внешней политики.
– Разумно. Какая польза в том, что вы сделаете выбор?
Какова роль политиков и чиновников в трансформации экономики нашей страны?
– Я бы сказал, что именно от властей должна исходить инициатива по формированию тех самых лабораторий, где чиновники и бизнес могут совместно искать рецепты успешного развития страны.
Если, например, вы создаёте лабораторию по развитию туризма, то туда должны войти чиновники, отвечающие за развитие туризма, представители отелей, аэропортов, авиалиний и и другие ключевые игроки рынка. Они должны в течение шести недель работать полный день и разработать решения, как привлечь больше туристов, как заработать больше денег. Если вы начнёте делать так, получите командный эффект.
Мы сделали так в Малайзии в 2010 году. Это не просто теоретические знания, а пройденная практика и пережитый нами опыт. Правда, в нашем случае это было восемь недель. В итоге у нас был согласован 131 проект и мы привлекли 406 млрд долларов инвестиций! Wow, согласитесь.
Было создано 3,3 млн рабочих мест. Это невероятный результат, но он потребовал серьёзных усилий от государства.
Если ваше правительство создаст условия, то частный сектор выполнит уже всё остальное. Бизнес будет инвестировать и будет создавать рабочие места.
То же самое вы можете сделать в образовании, в общественном здравоохранении и так далее, не только в экономике. Если хотите хороших результатов, например, в образовании, объедините в лаборатории учителей, руководителей, директоров, представителей от родителей, от школ и пусть работают 6-8 недель. Уверяю вас, будет невероятный результат.
Звучит так просто.
– Это действительно просто, потому что, по-моему мнению, люди изобретательны, но мы показываем лучшие результаты, только когда оказываемся под давлением.
Легендарная теннисистка Билли Джин Кинг как-то сказала: "Давление – это привилегия". Вспомните, когда мы были в школе, мы учились интенсивно только в две недели перед экзаменом, потому что мы оказывались под давлением.
И лаборатории работают так же. Толкнуть человека внутрь комнаты, чтобы он оказался под давлением на 6-8 недель. И вы удивитесь, на что они способны. В этом вся красота.
Кто может дать вам лучшие решения? Это люди из Казахстана. Решения должны быть инновационными. Они должны быть созданы людьми отсюда. Вы, казахстанцы, видите проблему изнутри, и вы найдёте решение.
А собрать людей – это очень важная задача, которая ложится на плечи президента или премьер-министра. Они должны собрать лучших людей. Неважно, касается ли это социальных проблем, проблем общественного транспорта, здравоохранения, образования или экономических проблем. Нужно собрать людей в лаборатории и поставить перед ними задачи.
Насколько важно привлекать независимых аудиторов?
– Очень важно. Потому что, если не делать этого, иногда люди говорят вам только хорошие новости, а не правду. Так что аудиторские функции важны, нужно проверять цифры.
Как, по-вашему мнению, правительство должно информировать население о реформах, провалах или успехах?
– Нужно делать три вещи. Во-первых, президент должен в СМИ объявить, что он хочет сделать. Народ должен знать, какое видение у президента.
Во-вторых, собрать людей, чтобы достичь этого. По моему мнению, это могут быть примерно 500 человек, объединённых в разные лаборатории. Они должны разработать детали для воплощения в жизнь целей, обозначенных президентом. Это тоже нужно делать публично, рассказывать и показывать это по телевидению. Каждую рекомендацию "лаборатории" нужно показывать народу.
Важно получить фидбек от населения. Если необходимо, то внести коррективы в план. Люди будут впечатлены тем, что власть открыта для каждого, это покажет серьёзность намерений.
В-третьих, в конце каждого года публикуйте отчёт о том, что вы хотели достичь, чего достигли и что пока не получилось. Если вы будете делать так, у вас будет поддержка населения.
Какова роль гражданского общества в реализации политических и экономических реформ в государстве?
– Гражданское общество в лице НПО и экспертов тоже нужно приглашать в лаборатории. Мы так и делали. Так, я думаю, вы сможете достичь серьёзных изменений в стране.
Автор Санат Урналиев
Источник informburo.kz