Эксперт по инвестиционному и строительному праву Мира Досова о том, какие изменения произошли в законодательстве, и какие перспективы появились у отечественных предпринимателей с принятием закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах», который должен подтолкнуть казахстанские и иностранные компании инвестировать в создание производств в Казахстане

 

Ключевые изменения в законе

Для понимания сути основных моментов по вопросу начнем с того, что в целях стимулирования создания производств, кроме предоставления ряда коммерческо-экономически значимых преференций,  выделяются территории на специально отведенных для этих целей земельных участках. Они оснащены, прежде всего, всей необходимой для бизнеса инженерно-технической инфраструктурой (электро-, водо- и газоснабжение; транспортно-логистическая инфраструктура и другое). Также, существуют подразделения (управляющих компаний), которые обеспечивают обслуживание данной инфраструктуры. Помимо них предполагается наличие подразделений налоговых и таможенных органов. Такое «хозяйство» требует упорядочения, и в том числе через «прописные правила». Собственно, «новеллы» нового закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» коснулись именно данных аспектов.

Дело в том, что инвестиционные проекты реализуются, как в экономических (СЭЗ), так и отдельно от них - в индустриальных зонах (ИЗ). Только деятельность первых, так или иначе, была законодательно урегулирована, а вторых – нет. Теперь, образно обозначая, к тексту бывшего РК «О специальных экономических зонах», помимо процедурных уточнений, добавились новые положения об ИЗ – и только в части регулирования деятельности самой ИЗ. Это не коснулось преференций по подобию тех, что предоставляются в СЭЗ (о преференциях комментарии представлены ниже). 

Так, новый документ регламентирует порядок создания, функционирования и упразднения не только специальных экономических зон, как раньше, но теперь и индустриальных зон - по принципам, ранее предусмотренных для специальных экономических зон. По сути, калькировали.

Устанавливаются компетенции государственных органов центральных и региональных уровней, а также права и обязанности участников специальных экономических и индустриальных зон.

Законодательно закреплены виды индустриальных зон: республиканского и регионального значений, а также малые индустриальные зоны. Появилась возможность создавать частные индустриальные зоны.

Определен порядок предоставления земельных участков, в принципе, основываясь на уже сложившейся практике.

Дополнительные возможности, появившиеся у отечественных предпринимателей

Несмотря на то, что «путаница» и «недоразумения» в новом законе все же присутствуют, наверное, более четкое - в открытом формате – появляется понимание того, как функционирует индустриальная зона, как взаимодействовать с управляющей компанией.

За счет вновь прописанных механизмов предполагается сокращение сроков получения земельных участков.

Предусматривается создание единого координационного центра, задачами которого являются развитие, продвижение и повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон. Участники ИЗ могут пользоваться государственными и иными услугами по принципу «одного окна», как в СЭЗ.

Время покажет, каким образом новый закон будет реализован на практике. Представляя новую веху в развитии индустриальных производств в СЭЗ и ИЗ, тем не менее, следует отметить, что предыдущий закон РК «О специальных экономических зонах» претерпевал неоднократные изменения в ходе реализации инвестиционных проектов в СЭЗ. Каждый раз приходилось «отшлифовывать» положения данного закона, опираясь на текущие практику и опыт. Это, возможно, ожидается и в отношении нового закона. 

Для тех, кто планирует производить товары на территории индустриальных зон

Относительно преференций с принятием нового закона по сути ровным счетом ничего изменилось. Все преференции, представляемые в рамках СЭЗ, сохранены и отражены в новом законе.

Что касается ИЗ, то здесь необходимо исходить из сложившейся практики. Большинство участников ИЗ, реализующих инвестиционные проекты, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами и т.д., пользуются инвестиционными преференциями, предусмотренными иными нормативными актами.

Например, самые распространённые инвестиционные режимы предусмотрены Предпринимательским кодексом РК, согласно которому можно создавать новые производства или расширять и (или) обновлять действующие производства в рамках предусмотренных им инвестиционных проектов, инвестиционных приоритетных проектов, специальных инвестиционных проектов (отличаются разным «набором преференций» в зависимости от видов деятельности).

Что необходимо знать подрядчикам и субподрядчикам ТШО, НКОК, КПО

Основные преференции для реализации индустриальных проектов предоставляются в зависимости от выбранных видов дейятельности и соответствующих им инвестиционных режимов.

К примеру, для специальных инвестиционных проектов, реализуемых в СЭЗ, или для «владельцев свободного склада», предусмотрено освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС на импорт.

Также, в рамках данного режима предоставляются преференции по налогам согласно налоговому законодательству РК. Участники СЭЗ и их строительные подрядчики освобождаются от требований по квотированию и получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Участники инвестиционных проектов освобождаются от обложения таможенными пошлинами. Для них предусмотрены государственные натурные гранты в виде предоставления земельных участков, зданий, сооружений, оборудования и т.д. - в размере не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица РК.

Участники инвестиционных приоритетных проектов также освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС на импорт. Кроме того, они имеют возможность получить государственные натурные гранты.

Также, лица, реализующие приоритетные проекты, получают преференции по налогам в виде уменьшения суммы исчисленного КПН на 100%, применения коэффициента 0 к ставкам земельного налога, исчисления налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

Таким проектам выдаются инвестиционные субсидии. Им возмещаются до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования. Льготы не предоставляются только по проектам по расширению и (или) обновлению действующих производств.

Также, инвесторы, заключившие инвестиционные контракты на реализацию инвестиционного приоритетного проекта и их строительные подрядчики освобождаются от требований по квотированию и получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Если говорить об основных инвестиционных режимах и преференциях в зоне свободной торговли (FTA) и ЕАЭС, то в его рамках освобождают от обложения ввозными таможенными пошлинами на импорт в рамках Евразийского экономического союза согласно Договору о ЕАЭС. Также, эти зоны освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами на импорт в рамках СНГ, а также отношениях со странами Грузия, Сербия, Вьетнам.

Предоставляются преференции и в рамках всеобщей системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран (GSP).

Здесь предусмотрено освобождение от обложения таможенными пошлинами при торговле с наименее развитыми странами согласно утвержденного списка в рамках действующей системы преференций, принятой в ЕАЭС. А также - снижение ставки таможенной пошлины на 25% при торговле с развивающимися странами согласно утвержденному списку в рамках действующей системы преференций.

Помимо этого, предусмотрено применение пониженных ставок таможенных пошлин в рамках ВТО. К примеру, при импорте для Республики Казахстан по утвержденному в рамках ЕАЭС списку товаров в связи с обязательствами РК перед ВТО.

Что должна содержать земля, чтобы стать Индустриальной зоной

Очевидно, что территория ИЗ обустраивается объектами инфрастуктуры, исходя из ее целевого назначения, то есть объектами, необхоимыми для реализации определенных видов производств, бизнес-проектов. Такая составляющая ИЗ определяется технико-экономическим обоснованием, концепцией, проектом плана развития ИЗ и ее инфраструктуры, которые предоставляются на утверждение в законодательном порядке вместе с предложнием о создании ИЗ. Впрочем, как и в СЭЗ.

Управляющая компания индустриальной зоны учреждается в организационно–правовой форме товарищества с ограниченной отвественностью или акционерного общества.

 

Источник: petrocouncil.kz, forbes.kz