Остин Расселл решил не тратить время на учебу и социальные сети — вместо этого в 17 лет он основал стартап, разрабатывающий лидары для беспилотных автомобилей. Восемь лет спустя его компания торгуется на Nasdaq и стоит больше $3 млрд, а сам Расселл стал самым молодым миллиардером в мире, заработавшим капитал самостоятельно. Как ему удалось, масштабировав бизнес, сохранить значимую долю за это время?

 Фото LUMINAR TECHNOLOGIES 

Стремление как можно быстрее коммерциализировать технологию беспилотного вождения привлекло миллиарды долларов инвестиций, но не привело к появлению значимого числа миллиардеров. Генеральный директор Luminar Остин Расселл, основавший стартап в 17 лет, — редкое исключение. Благодаря тому, что его компания, производящая лазерные датчики, в четверг разместила акции на Nasdaq, вундеркинд в области оптики стал одним из первых миллиардеров сферы автономного транспорта — и самым молодым в мире миллиардером, который заработал свое состояние сам.

«Это было безумно напряженно, изнурительно — все, через что нам приходилось проходить каждый день, увеличивая масштабы бизнеса. И, конечно же, невероятно приятно иметь возможность выйти на рынок сейчас, выйти на публичные рынки и масштабироваться благодаря размещению через SPAC, — говорит Forbes 25-летний Расселл в видеоинтервью, сидя в своем офисе в Пало-Альто. — Я еще сравнительно молод, но я пролил немало крови, пота и слез. И мне повезло, что я смог сохранить достаточно приличную долю».

Действительно приличную. 104,7 млн акций Расселла — около трети всех выпущенных акций Luminar — стоили $2,4 млрд на момент закрытия торгов Nasdaq в четверг. Размещение Luminar на бирже стало результатом слияния со SPAC-компанией (special purpose acquisition company, публичная компания, которая покупает другую частную компанию для вывода ее на биржу. — Forbes.ru). В данном случае это была Gores Metropoulos — подразделение финансовой фирмы The Gores Group. В результате сделки оценка Luminar выросла до $3,4 млрд. Среди инвесторов новой публичной компании — миллиардер Питер Тиль, который помог Расселлу запустить Luminar, сделав его в 2012 году стипендиатом своего фонда, а также фонд Volvo Cars Tech Fund и двое миллиардеров из The Gores Group Алек Горс и Дин Метропулос.

Тиль, сооснователь Paypal, создал знаменитый фонд, предлагающий талантливым молодым людям стипендии в размере $100 000, чтобы они бросили учебу и последовали за своей мечтой. Расселла он консультирует с тех пор, как тот покинул Стэнфорд и основал Luminar в 2012 году. Как ментора, Тиля поражает не только интеллект нового молодого IТ-миллиардера, но и то, что он сумел сохранить значительную долю Luminar за тот период, пока компания проходила путь от гаража Расселла до Nasdaq.

«Можно создать многомиллиардный бизнес, но это не значит, что вы станете миллиардером, — говорит Тиль. — С финансовой точки зрения здорово, если вы сумели сохранить финансовую долю такого размера».

Расселл, который входил в рейтинг Forbes «30 до 30» 2018 года, не пытается конкурировать с IТ-гигантами, разрабатывающими беспилотные автомобили, вроде «дочки» Alphabet Waymo или Cruise, в которую инвестировал GM. Вместо этого Luminar совершенствует сенсоры, которые помогают беспилотным машинам «видеть» окружающую среду, отражая луч лазера от объектов на их пути. Технология, известная как лидар, имеет ключевое значение для автономных автомобилей. В этой области Luminar конкурирует с Velodyne, первопроходцем в сфере разработки лидаров, и новичком Aeva — обе компании тоже выходят на биржу через слияния со SPAC. В последние годы Расселл продал прототипы сенсоров ведущим автокомпаниям, а недавно получил заказы от Volvo Cars, Daimler и принадлежащей Intel Mobileye, которые могут обеспечить рост выручки на несколько лет.

В этом году продажи Luminar, вероятно, составят всего $15 млн, но к 2026 году они могут достичь по меньшей мере $1,3 млрд, согласно документам, поданным компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

По словам Алека Горса, который помог Luminar выйти на биржу, способности Расселла проявляются не только в лаборатории, но и за столом переговоров. «Когда мы обсуждали условия сделки, он вникал во все, даже мельчайшие детали. Шестидесятилетние парни, которые уже 40 лет работают в этой сфере, не понимали происходящее, но он потратил время на то, чтобы вникнуть в особенности работы SPAC, — рассказал он. — Я смотрю на этого парня и говорю: «Ты задал больше вопросов, чем кто-либо, кого я знаю и кто занимался бы этой фигней уже много лет».

Стартап вместо Стэнфорда

Ростом почти два метра, с волнистыми медными волосами и бородкой Рассел мог похвастаться значительными достижениями и до того, как стал миллиардером. Утверждается, что в два года он выучил всю таблицу Менделеева, а в шестом классе он перепрошил игровую приставку Nintendo DS, превратив ее в простенький телефон, когда родители отказались покупать ему мобильный. В 13 лет он получил первый патент — на создание подземной системы циркуляции воды, которая собирала воду из оросителя, чтобы ее можно было повторно использовать в уходе за участком. В старшей школе он чаще пропадал в Лазерном институте Бекмана при Калифорнийском университете, чем на уроках.

Рассел поступил в Стэнфорд, чтобы изучать физику, но это продлилось недолго. На первом курсе он бросил университет, выиграв стипендию в размере $100 000 от Питера Тиля за свою концепцию лидара. Luminar он основал вскоре после того, как получил водительские права.

Если не считать унаследованные состояния, Расселл — один из примерно дюжины людей на планете, которые смогли стать долларовыми миллиардерами, прежде чем им исполнилось 30 лет.

Лидар был ранним увлечением Расселла, поскольку он верит, что эта технология может спасать жизни, будучи элементом как беспилотных автомобилей, так и продвинутых систем помощи водителю, которые Volvo и другие автопроизводители планируют вывести на рынок в ближайшие два-три года. В юности он интересовался тем, как Velodyne и другие компании производят лазерные сенсоры, но решил применить совершенно другой подход, чтобы сенсоры стали достаточно дешевыми для повсеместного использования.

«По идее подобный бизнес нельзя создать ни в 16-17 лет, ни в 25, — говорит Расселл. — Такое активное развитие стало возможно только потому, что никто прежде такого не делал».

Преимущество Расселла еще и в том, что он не отвлекается на социальные сети и не тратит времени на образование в колледже или старшей школе. В отличие от большинства 25-пятилетних, у него нет аккаунтов ни в Twitter, ни в Instagram, но он признается, что узнал большую часть того, что знает о мире, благодаря «Википедии» и научпоп-видео на YouTube.

Как миллиардер поколения Y, Расселл помнит и о социальной ответственности. Он пока не строит масштабных благотворительных планов, подобно Биллу Гейтсу, но считает, что его вклад заключается в сокращении числа автомобильных аварий. «Когда это станет современной технологией безопасности, которая будет встроена в каждый автомобиль в мире, тогда я смогу с уверенностью сказать, что мы достигли поставленных целей», — говорит он.

Авторы Ален Онсмен,Александра Стернлихт

Источник  forbes.ru