Благодаря бездонному колодцу нефтедолларов из Саудовской Аравии двое из первой десятки самых высокооплачиваемых спортсменов мира оказались гольфистами. Лучший финансовый результат среди профессиональных игроков в гольф – у 52-летнего Левши , сообщает forbes.kz.
Брайсон Дешамбо
Ставший своего рода мятежом в мире профессионального гольфа турнир LIV Golf, принадлежащий Фонду национального благосостояния Саудовской Аравии (активы – $620 млрд), во многом отличается от прочих турниров. Он короче, чем PGA, – 54 лунки (LIV – число 54 римскими цифрами) за три дня. Он громче: музыка играет вплоть по первого удара. Сами турниры проводятся реже. Но самая главная из отличительных черт этого турнира – его финансовые ресурсы. LIV Golf – это деньги. Очень большие деньги.
Говорят, на два стартовых сезона LIV Golf правительство Саудовской Аравии выделило около $2,4 млрд, и большая часть этой суммы будет потрачена на привлечение игроков. В общей сложности благодаря LIV заработки 10 самых высокооплачиваемых гольфистов с мая этого года выросли на $370 млн, что позволило зафиксировать рекордный уровень доходов в размере $650 млн.
«Я хотел быть частью этого с самого его начала, – рассказывает Брайсон Дешамбо, в 27 лет выигравший Открытый чемпионат США по гольфу – 2020, а в июне этого года присоединившийся к LIV. – Ресурсы, время, отдых и удовольствие от процесса – вот факторы, благодаря которым я совершил этот переход».
Без сомнений, это так. Но картина может остаться неполной, если не упомянуть, что в качестве бонуса за переход в LIV Дешамбо получит более $125 млн, причем, по данным редакции , половину суммы он уже получил авансом. Эти $62 млн позволили Дешамбо взлететь на третью строчку списка самых высокооплачиваемых гольфистов мира: за последние 12 месяцев его доходы до вычета налогов составили $86 млн. Эта же сделка позволила ему занять 11-ю позицию в списке самых высокооплачиваемых спортсменов мира, опередив Тома Брэди.
Есть ли в этой бочке меда капля дегтя? Да. Отныне турниры PGA, Players Championships и Ryder Cup закрыли для Дешамбо свои двери. Как и для всех «перебежчиков» из PGA – их членство было приостановлено. Гольфисты, обосновавшиеся под крылом попечителей из Саудовской Аравии, все еще могут участвовать в турнирах Masters и трех других турнирах серии мейджор, которые не находятся под контролем и управлением PGA Tour.
Дважды победитель турниров серии мейджор Дастин Джонсон преуспел еще больше. 38-летний профессиональный гольфист, недавно женившийся на дочери Уйэна Грецки – Паулине, за прошлый год заработал $97 млн, при этом примерно $62 млн из них приходятся на долю бонуса за присоединение к LIV. Деньги саудитов принесли Джонсону пятую позицию в ренкинге самых высокооплачиваемых спортсменов мира, так что его решение вряд можно было назвать сложным для принятия: «Меньше играешь в гольф, при этом получаешь больше денег – это выглядит как разумный выбор».
Кто же заработал на всем этом больше всего? Фил Микельсон. Имея в кармане пять чемпионских титулов турниров серии мейджор и 45 побед в турнирах PGA, второй по результативности гольфист своего поколения одним из первых поддержал появление нового турнира. Еще в феврале его поливали грязью (да так, что ему пришлось взять небольшой перерыв в карьере) за то, что он закрыл глаза на ситуацию с соблюдением прав человека в Саудовской Аравии в обмен на «уникальную возможность изменить то, как PGA Tour обычно организует игры». Некоторые спонсоры разорвали контракты с Микельсоном. Но есть ли ему дело до этого? LIV обеспечил ему более чем достаточную компенсацию, по слухам гарантировав выплату примерно $200 млн, причем половину этой суммы он, скорее всего, получит авансом. 52-летний гольфист за прошедший год заработал в общей сложности $138 млн, что принесло ему титул самого высокооплачиваемого спортсмена – 2022, позволив обойти звезду мирового футбола Лионеля Месси ($130 млн).
Тем не менее риски существуют. У турниров LIV Golf нет серьезного партнера для организации телевещания в США. Интересующимся LIV приходится смотреть трансляции на YouTube. Помимо этого, турнир практически сжигает деньги. Источники доходов ограничены, а вдобавок к гигантским бонусам за подписание и многомиллионные бюджеты, выделяемые на проведение каждого отдельного мероприятия, только на 2022 год LIV пообещал участникам призовой фонд в размере $255 млн. «Как у любого стартапа, здесь есть определенная скорость «сжигания» капитала. Тем же самым Amazon, Uber и им подобным до определенного момента приходилось просто тратить деньги, пока они не вышли в прибыль», – замечает президент LIV Golf Атул Хосла.
PGA Tour между тем не сидит сложа руки. В июле они увеличили призовые восьми турниров на общую сумму $53,8 млн, при этом призовые Players Championship выросли до $25 млн. С другой стороны, жесткая позиция PGA Tour по поводу выдачи разрешений своим членам участвовать в турнирах LIV привела к тому, что Министерство юстиции США запустило антимонопольное расследование по этому вопросу.
Среди гольфистов, отказавшихся участвовать в играх LIV, оказался Тайгер Вудс. Генеральный директор LIV Golf Грег Норман, в годы своей яркой спортивной карьеры также известный под прозвищем Большая Белая Акула, сказал в интервью Washington Post, что Вудс отклонил «умопомрачительно огромное» предложение LIV, в котором фигурировали девятизначные цифры. Это решение отбросило Вудса на ранее незнакомые ему позиции: бывший на протяжении 10 лет самым высокооплачиваемым спортсменом мира, сегодня он лишь пятый среди гольфистов по заработкам с $68 млн. Но не сожалеет об этом: «Я просто не понимаю всего этого. Не вижу, как это решение может оказаться положительным в долгосрочной перспективе».
Десятка лучших
Методология. Заработок до вычета налогов за период с 3 июля 2021-го по 3 июля 2022 года. Игровые доходы включают призовые и бонусы. Неигровые доходы – приблизительные подсчеты вознаграждений по спонсорским контрактам, гонораров за участие, доходов от продаж сувениров и лицензионных соглашений, а также поступлений от прочих коммерческих проектов. Оценки основаны на общедоступной информации и беседах с десятками инсайдеров из гольф-индустрии. До вычета агентских комиссионных.
1. Фил Микельсон, 52 • Совокупный заработок: $138 млн
На поле: $102 млн • Вне поля: $36 млн
За всю свою карьеру Левша заработал более $1 млрд, в том числе благодаря сделке с LIV. Один из немногих игроков, кто удостоился чести стать пожизненным членом PGA Tour (среди прочих – Тайгер Вудс, Дастин Джонсон, Виджей Сингх и Том Уотсон), он лишился этой привилегии после заключения контракта с LIV.
2. Дастин Джонсон, 38 • Совокупный заработок: $97 млн
На поле: $68 млн • Вне поля: $29 млн
Недавно занявший 16-ю строчку в рейтинге лучших гольфистов мира, Джонсон одним из первых присоединился к LIV, получив за это порядка $125 млн. В ноябре он продал свою долю в BodyArmor (сумма сделки не раскрывается). В числе тех спонсоров, что остались с ним после ухода из PGA Tour, – Adidas и TaylorMade.
3. Брайсон Дешамбо, 28 • Совокупный заработок: $86 млн
На поле: $66 млн • Вне поля: $20 млн
Первая игра в рамках серии турниров LIV принесла ему $560 000, что почти в 3 раза больше, чем заработок в семи предыдущих турнирах 2022 года.
4. Брукс Кепка, 32 • Совокупный заработок: $69 млн
На поле: $53 млн • Вне поля: $16 млн
Кепка, выигравший четыре мейджора и уже давно и яростно соперничающий с Дешамбо, по слухам, обеспечил себе гарантированные $100 млн от LIV.
5.Тайгер Вудс, 46 • Совокупный заработок: $68 млн
На поле: $43,5 тыс. • Вне поля: $68 млн
Единственному миллиардеру среди гольфистов саудовские доллары оказались не нужны.
6. Рори Макилрой, 33 • Совокупный заработок: $43 млн
На поле: $9 млн • Вне поля: $34 млн
Макилрой во всеуслышание заявил о своей поддержке PGA Tour, к примеру, в интервью CBS выразил мнение, что «в мире гольфа нет места LIV Golf». Подобная принципиальность может принести свои плоды. В феврале компания Workday стала спонсором уроженца Северной Ирландии, вскоре после того, как объявила о своем решении не возобновлять контракт с Микельсоном.
7. Серхио Гарсия, 42 • Совокупный заработок: $42 млн
На поле: $35 млн • Вне поля: $7 млн
Чемпион турниров серии Masters-2017 присоединился к LIV еще в первой волне перехода игроков.
8. Джордан Спит, 29 • Совокупный заработок: $39 млн
На поле: $8 млн • Вне поля: $31 млн
Бывший гольфист №1 в июле еще раз подтвердил свою верность PGA Tour: «Любые новости о том, что я собираюсь выступать в каких-либо турнирах, кроме PGA Tour, абсолютно не соответствуют действительности». После подписания нового контракта Спит стал лицом одежды для гольфа от Under Armour вплоть до 2029 года.
9. Патрик Рид, 32 • Совокупный заработок: $37 млн
На поле: $34 млн • Вне поля: $3 млн
Рид на протяжении нескольких лет был звездой Ryder Cup, где получил прозвище Капитан Америка. Теперь, лишившись доступа к американо-европейским соревнованиям, он примеряет новый флаг: логотип LIV красовался на кепке, воротнике и рукаве формы Рида во время его выступления на Открытом чемпионате Великобритании.
10. Карл Шварцель, 37 • Совокупный заработок: $34 млн
На поле: $30 млн • Вне поля: $4 млн
В 2011-м Шварцель получил $1,4 млн призовых за выступление в серии Masters, что стало его первой и единственной победой в турнирах такого уровня. Победа южноафриканского гольфиста на первом в истории мероприятии LIV, проходившем в Лондоне, принесла ему почти в 3 раза больше.
Источник forbes.kz