Расходы казахстанцев на транспортные услуги сократились на заметные 15%.

Как сообщает портал wfin.kz,за январь-февраль текущего года в РК всеми видами транспорта было перевезено 178 млн тонн багажа и груза, а также 289,2 млн пассажиров. Пассажирские перевозки увеличились на 17,2%, грузовые — на 18,8%,данные предоставил портал finprom.kz.

Грузооборот вырос на 15,4%, до 89,8 млрд ткм, а пассажирооборот — на 17,2%, до 13,7 млрд пкм.

Наибольший объём багажа и груза был перевезён железнодорожным транспортом: 73,2 млн тонн. Значительные объёмы пришлись также на трубопроводный транспорт (56,1 млн тонн), и автомобильный и городской электрический транспорт (47,9 млн тонн).

Основные показатели пассажирских перевозок обеспечил автомобильный и городской электрический транспорт: 283,8 млн человек, или 98,1% от общей численности перевезённых пассажиров. Железнодорожным транспортом было перевезено 3,2 млн человек, воздушным — 2,2 млн человек.

Доходы предприятий от перевозок достигли 1 трлн тг, против 875,6 млрд тг за январь-февраль 2024 года. Из этой суммы 831,2 млрд тг пришлось на перевозки груза и багажа, 207,6 млрд тг — на пассажирские перевозки. Доходы от сдачи в аренду транспортных средств с водителем (экипажем) составили 35,9 млрд тг, против 31,7 млрд тг годом ранее.

В региональном разрезе наибольший объём грузоперевозок был отмечен в Атырауской области: 21,6 млн тонн груза. Заметные показатели также наблюдались в Карагандинской, Акмолинской, Абайской и Актюбинской областях. Наименьший объём грузоперевозок пришёлся на Жетысускую область: 2,5 млн тонн.

Что касается пассажирских перевозок, больше всего пассажиров было перевезено в Алматы (77 млн человек), Астане (47,2 млн человек) и Карагандинской области (20,5 млн человек). Наименьшие же показатели наблюдались в Улытауской, Жетысуской и Туркестанской областях.

Самые большие объёмы доходов от перевозок пришлись на Алматы, Астану и Атыраускую область. Доходы компаний там составили 120,6 млрд, 104 млрд и 91,7 млрд тг соответственно. Наименьшие показатели были зафиксированы в Улытауской (15,8 млрд тг), Северо-Казахстанской (17 млрд тг) и Восточно-Казахстанской (17,2 млрд тг) областях.

Остановимся на пассажирских перевозках. Стоит заметить, что в этом сегменте расходы домашних хозяйств на транспортные услуги сократились. Так, в четвёртом квартале прошлого года средние затраты на транспортные услуги по стране составили 24,7 тыс. тг на одно домохозяйство — на 14,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.

Самые большие расходы были зафиксированы в Алматы: 42,5 тыс. тг на домохозяйство — на 43,4% больше, чем годом ранее, и на 71,8% больше, чем в среднем по стране. Второе и третье места по расходам заняли Мангистауская (34,5 тыс. тг) и Алматинская (33,3 тыс. тг) области.

Наименьший показатель расходов в секторе пришёлся на Северо-Казахстанскую область: всего 12,2 тыс. тг — на 53,7% меньше по сравнению с прошлым годом и на 50,6% меньше среднего показателя по Казахстану. Среди регионов с наименьшими расходами также оказались Акмолинская, Жетысуская, Костанайская и Павлодарская области.

Что касается цен, по итогам марта текущего года транспортные услуги для потребителей подорожали на 11,5% в годовом выражении. В том числе услуги железнодорожного транспорта выросли в цене на 23,6%, услуги воздушного транспорта — на 10%, услуги автомобильного транспорта — на 9%, прочие транспортные услуги — на 9,8%.

В региональном разрезе наибольшее удорожание было зафиксировано в Улытауской области: на 20,4%. Значительный рост цен также был отмечен в Астане (на 19%) и Алматы (на 17%).

Наименьшее годовое удорожание пришлось на Атыраускую область: всего на 1,9%. Из 20 регионов РК только в Алматинской области цены остались на уровне предыдущего года.

Развитие транспорта невозможно без инвестиций в отрасль. По итогам января-февраля текущего года объём инвестиций в основной капитал в сфере транспорта и складирования в Казахстане составил 223,7 млрд тг — на 7,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. С учётом инфляции реальное уменьшение объёма инвестиций в секторе составило 9%.

Наиболее инвестоёмким направлением стал сектор складирования грузов и вспомогательной транспортной деятельности, в который было вложено 120,8 млрд тг, или 54% от общего объёма инвестиций. Существенная сумма также была направлена в сферу сухопутного и трубопроводного транспорта: 93,3 млрд тг. Капвложения в сферу воздушного транспорта составили 9,2 млрд тг, в сферу почтовой и курьерской деятельности — 389,6 млн тг, в сектор водного транспорта — 5,4 млн тг.

В региональном разрезе наибольший объём инвестиций в основной капитал в сфере транспорта и складирования пришёлся на Астану, Алматы и Костанайскую область. Наименьшие вложения были зафиксированы в Улытауской, Абайской и Жамбылской областях.

Источник wfin.kz