Как сообщает в Казахстане вновь подняли тему ужесточения действующего законодательства, регулирующего вопросы суррогатного материнства. Несколько мажилисменов обратились в правительство с просьбой ввести новые ограничения и запреты в существующие законодательные нормы. Разберём, чем отличаются правовые пределы суррогатного материнства в РК и в других странах, а также определим причины предлагаемого ужесточения,данные предоставлены порталом ranking.kz.
Существующее законодательство
Чуть ниже покажем на примере других стран, что эти условия — довольно мягкие. Поэтому в Казахстане стало всё больше случаев так называемого репродуктивного туризма, когда в страну приезжают бесплодные пары для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), в том числе с использованием программ суррогатного материнства. По данным из интервью руководителей крупных клиник ЭКО в Казахстане, к ним приезжают пациенты из Германии, Турции, США, Китая, стран ближнего зарубежья.
Поводом для запроса депутатов, в первую очередь, стало проведение программ суррогатного материнства для иностранных граждан. «В случаях международного сурматеринства регулярно возникают конфликты и судебные процессы, связанные с определением родительства, гражданства и юридического признания ребёнка», — говорится в депутатском запросе. Речь идёт о том, что в отдельных государствах не признают документы генетических родителей о рождении ребёнка суррогатной матерью в другой стране. Из-за этого начинаются разбирательства, суды и попытки решить ситуацию в правовом поле. Поэтому народные избранники считают необходимым внести в законы полный запрет на предоставление услуг суррогатного материнства иностранным гражданам. Исходя из ответа заместителя премьер-министра Каната Бозумбаева, позиция правительства в этом вопросе схожа с мнением депутатов. Отвечая на запрос мажилисменов, чиновник сообщил, что Министерство здравоохранения РК уже подготовило соответствующие поправки в кодекс «О браке и семье».
Кроме того, народные избранники считают необходимым начать регулирование и контроль агентств (в том числе иностранных) по подбору суррогатных матерей. Это необходимо во избежание различных серых схем.
В качестве ещё одного аргумента в пользу запрета суррогатным матерям из Казахстана вынашивать детей для заказчиков-иностранцев депутаты приводят угрозу превращения детей в товар. Работа суррогатной матери из уязвимых слоёв населения за вознаграждение рассматривается как новая форма торговли людьми.
Анализ международной практики
Если граждане Швейцарии воспользуются программами лечения бесплодия с участием суррогатной матери, и та родит их генетического ребёнка в другой стране, привезённое свидетельство о рождении не будет принято как юридический документ, подтверждающий родство. Проводить подобные программы внутри страны тоже запрещено не только на уровне получателей услуг, но и, в первую очередь, на уровне медицинских центров. Врачей могут привлечь к уголовной ответственности.
Самое категоричное отношение к программам суррогатного материнства — в Италии. В борьбе с коммерциализацией процесса власти запрещают любые программы с участием суррогатных матерей. Более того: законодательно гражданам запрещено пользоваться услугами суррогатного материнства за границей. Мировые СМИ облетела фраза премьер-министра Джорджи Мелони, заявившей: «Суррогатное материнство — это рабство третьего тысячелетия». В Италии нарушителям этого закона грозят крупные штрафы и даже ограничение свободы.
Ситуация с программами суррогатного материнства в развитых странах привела к тому, что бесплодные пары из многих европейских стран, США и Китая (где тоже запрещено использовать женщин в качестве суррогатных матерей) решаются на медицинский туризм в государства с лояльным отношением к этому неоднозначному вопросу. Среди стран постсоветского пространства к ним относятся Казахстан, Кыргызстан и Грузия. Законодательные нормы для иностранцев, пользующихся услугами ЭКО-клиник и суррогатных матерей, в этих государствах похожи. Права суррогатной матери и генетических родителей защищены нотариальным договором, который легитимен на территориях этих стран.
Другая причина, по которой так называемые репродуктивные туристы выбирают Казахстан — относительно невысокая стоимость лечения бесплодия и услуг суррогатных матерей. Невысокой её можно назвать только в сравнении с другими странами, но никак не для казахстанцев со средней номинальной заработной платой. Согласно открытым данным, гонорар суррогатной матери в РК варьируется от 6,5 млн до 9,5 млн тг. Размер гонорара зависит от многих факторов (опыта суррогатной матери, многоплодности беременности, формы родоразрешения и т. д.). И это ещё не всё. Почти столько же бесплодная пара тратит непосредственно на оплату протокола ЭКО, услуги агентств по подбору суррогатной матери, её проживание и содержание в течение всей беременности. Итоговая сумма варьируется от 16,7 млн до 18,6 млн тг (35–37 тыс. долл. США). Для иностранцев затраты будут больше, так как в ЭКО-центрах прайс для нерезидентов выше. Тем не менее это значительно дешевле, чем в Грузии, России и, тем более, в тех европейских странах, где разрешено суррогатное материнство.
Сравним данные стоимости программ суррогатного материнства в настоящее время и два года назад, когда мы также анализировали ситуацию и фиксировали прайсы ЭКО-клиник разных стран. Оказалось, что с 2024 года в Казахстане минимальный порог цены программы суррогатного материнства заметно вырос: с 22 тыс. до 35 тыс. долл. США.
В других странах также наблюдается динамика в рамках ценового коридора. Максимум отмечен на уровне 158 тыс. долл. США. Это VIP-пакет программы суррогатного материнства в России (подбор суррогатной матери, её содержание и проживание, услуги ЭКО-клиники, платные роды и т. д.).
Источник wfin.kz