По данным Wfin.kz, шести регионах годовой рост превысил 10%, в одном — 20%.
Проблемой высоких цен на авиабилеты занимаются Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Министерство национальной экономики РК
В текущем году остро стоит вопрос уровня цен на авиабилеты. В своем послании глава государства Касым-Жомарт Токаев высказал критику высокой стоимости авиабилетов.
Напомним, по итогам января–августа текущего года авиабилеты выросли в цене на 8,4% к аналогичному периоду 2018 года. Больше всего билеты подорожали в Мангистауской области — сразу на 24,4% за год. В Жамбылской и Атырауской областях цены на билеты подскочили на 19% и 16,9% соответственно, по сравнению с январём–августом прошлого года. В мегаполисах РК цены на авиабилеты тоже рванули вверх: в Алматы плюс 9%, в Шымкенте — плюс 7,7%, в Нур-Султане — плюс 6,7% за год.
МИИР РК намерено принять меры для снижения стоимости авиабилетов в Казахстане. Основными причинами высокой стоимости являются дефицит провозных ёмкостей, то есть нехватка необходимого количества самолетов для удовлетворения имеющегося спроса, и высокая стоимость авиатоплива.*
Для снижения стоимости тарифов 1 мая этого года был запущен отечественный лоукостер FlyArystan. «На сегодняшний день глубина продаж составляет порядка 2 месяцев, продано свыше 340 тысяч билетов, из них половина с минимальной стоимостью до 10 тысяч тенге», — сообщил в ходе брифинга заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК Айбек Альжанов. По его словам, до конца года ожидается поступление дополнительно двух воздушных судов, в следующем году парк пополнится ещё четырьмя воздушными судами, а к 2023 году будет состоять из 15 самолетов.
Кроме того, для кардинального изменения ситуации правительством совместно с АО «ФНБ „Самрук-Қазына“» планируется дополнительная капитализация авиакомпаний Air Astana и QazaqAir с целью увеличения парка воздушных судов. Также будет продолжена работа по снижению цен на авиатопливо, так как затраты на топливо составляют более 30% в себестоимости тарифа.
* aviation.miid.gov.kz
Кроме того, 21 сентября текущего года в отношении АО «Эйр Астана» и АО «Авиакомпания „Scat“» начато расследование о соблюдении антимонопольного законодательства. В целях изучения практики ценообразования на рынке услуг гражданской авиации Комитет по защите и развитию конкуренции МНЭ РК инициировал расследование в отношении обеих компаний по признакам нарушения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 174 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан: «Злоупотребление доминирующим или монопольным положением в части установления монопольно высоких цен на авиабилеты».*
Основанием для расследования послужила жалоба Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. По результатам расследования будет дана оценка обоснованности применяемых цен на авиабилеты.
Напомним: за восемь месяцев текущего года воздушным транспортом было перевезено 5,6 млн человек — на 1,9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее (5,5 млн человек). В целом за 12 месяцев 2018 года воздушным транспортом перевезли 7,9 млн пассажиров — на 6,9% больше, чем годом ранее.
* economy.gov.kz
Компанией Air Astana в 2018 году было перевезено 4,3 млн пассажиров— на 3,1% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (4,2 млн человек). На международные перевозки приходится 52,1%.
Доля Air Astana на международном рынке перевозок внутри Казахстана составляет 34%. Российский «Аэрофлот» занял 16% рынка, а авиакомпания Scat — 8%.
Также на международном рынке перевозок в РК осуществляют свою деятельность такие компании, как S7 (5% от рынка), Turkish Airlines (5%), «Украинские международные авиалинии» (4%), FlyDubai (4%), Lufthansa (3%) и другие (21%).
По материалам Finprom.kz